Что-то просится наружу

Что-то просится наружу
Из глубин моей души,
Но при э;том явно руша
Незабвений шалаши

Нам ли прошлое дороже?
Иль дороже мы ему?
Мы его забыть не можем?
Иль оно нас... Не пойму.

Отчего так память прячет
Вездесущую тоску
Там ,где пыл уже растрачен,
Добавляя боль к виску.

Да, без прошлого не будет
Ни бессонниц, ни обид.,.
Но его храню я грудью,
И оно всегда болит.

20.13.2025

Краткий анализ стихотворения
Тема: осмысление прошлого, внутренняя борьба с воспоминаниями и их болезненным влиянием на настоящее. Лирический герой размышляет о связи с минувшим — о том, как прошлое живёт в душе, причиняя боль, но оставаясь неотъемлемой частью себя.
Основная мысль: прошлое невозможно забыть; оно продолжает жить в памяти, вызывая тоску и боль, однако без него немыслима личная история человека. Парадокс в том, что воспоминания мучительны, но необходимы: «без прошлого не будет / Ни бессонниц, ни обид», и при этом «оно всегда болит».
Композиция:
1;й фрагмент (4 строки): ощущение невысказанного, внутреннего разрыва и рушащихся «шалашей» забытого.
2;й фрагмент (4 строки): риторические вопросы о ценности прошлого и взаимной привязанности человека и его воспоминаний.
3;й фрагмент (4 строки): образ скрытой памяти, которая хранит тоску там, где уже нет прежнего пыла.
4;й фрагмент (4 строки): признание неизбежности прошлого и его болезненной роли в жизни.
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами внутреннего монолога.
Стиль речи: художественный (поэтический), с выраженной эмоциональной окраской.
Средства связи предложений:
риторические вопросы («Нам ли прошлое дороже? / Иль дороже мы ему?»);
анафора и параллелизм («Мы его забыть не можем? / Иль оно нас…»);
лексические повторы («прошлое», «память», «боль»);
местоимения и контекстные синонимы, скрепляющие образы времени и чувства.
Средства выразительности:
метафоры: «руша незабвений шалаши», «память прячет / Вездесущую тоску», «пыл уже растрачен»;
олицетворение: прошлое словно обладает волей («оно нас…»);
эпитеты: «вездесущая тоска», «незабвений шалаши» (архаизирующий оттенок);
антитеза: противопоставление ценности прошлого и боли, которую оно несёт;
риторические вопросы — усиливают рефлексивный, исповедальный тон;
инверсия («отчего так память прячет…») — подчёркивает задумчивость и внутреннюю напряжённость.
Настроение: меланхоличное, исповедальное, с оттенком горечи и примирения с неизбежностью прошлого.
Размер и рифма: стихотворение написано свободным ритмом с перекличкой рифм (преимущественно перекрёстная и смежная); точная схема варьируется, что придаёт речи естественность разговорного размышления.
Общий эффект: текст передаёт тонкий психологический конфликт — стремление отпустить прошлое и одновременную невозможность этого, потому что оно составляет часть внутреннего «я».


Рецензии