Культура и взрыв
Ю.М.Лотман
КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ
«Гнозис»
Издательская группа «Прогресс»
Москва, 1992
ББК 87.4
Л 80
Подготовка текста
Н. Злыдневой, Н. Грипьуера
Лотман Ю. М.
Л 80
Культура и взрыв. - М.: Гнозис;
Издательская группа «Прогресс», 1992·
© Издательство «Гнозис», 1992
Незабвенной памяти
Зары Григорьевны Минц
Автор выражает благодарность
В. И. Гехтман, Т. А- Яхугиевои,
Е. А. Погослн и С. Салупере за
помощь в подготовхе этой хниги.
Постановка проблемы
Коренными вопросами всякой се
миотической системы являются,
во-первых, отношение к вне-сис
теме, к миру, лежащему за ее пре
делами, и, во-вторых, отношение
статики к динамике. Последний
вопрос можно было бы сформу
лировать так: каким образом сис
тема, оставаясь собой, может раз
виваться. Оба эти вопроса при
надлежат к наиболее коренным и
одновременно наиболее сложным.
Отношение системы к внележа
щей реальности и их взаимная
непроницаемость со времен Канта
неоднократно делались предмета
ми рассмотрения. В нашем случае
они приобретают вид антиномии
языка и запредельного для языка
мира. Пространство, лежащее вне
языка и за его пределами, попада
ет в область языка и превращает
ся в «содержание» только как со
ставной элемент дихотомии со
Культура и взрыв
держания-выражения. Говорить о невыраженном
содержании - нонсенс *. Таким образом, речь
идет не об отношении содержания и выражения,
а о противопоставлении области языка с его со
держанием и выражением вне языка лежащему
миру. Фактически этот вопрос сливается со вто
рой проблемой: природой языковой динамики.
Отношение языка к внеязыковой реальности
одна из коренных проблем. План содержания в
том виде, в каком это понятие было введено
Ф. де Соссюром, представляет собой конвенцио
нальную реальность. Язык создает свой мир. Од
новременно возникает вопрос о степени адекват
ности мира, создаваемого языком, и мира, су
ществующего вне связи с языком, лежащего за его
пределами. Это старая, поставленная Кантом,
проблема ноуменального мира. В кантовской тер
минологии план содержания: «есть самосознание,
порождающее представление я мыслю <курсив
Канта - Ю. А. >, которое должно иметь возмож
ность сопровождать все остальные представления
и быть одним и тем же во всяком сознании, сле
довательно, это самосознание не может сопро
вождаться никаким иным [представлением] и по
тому я называю его также первоначальной ап
перцепцией.
Единство его я называю также
трансирнденталъным единством самосознания,
чтобы обозначить возможность априорного по
знания на основе этого единства. В самом деле,
многообразные представления, данные в некото
ром созерцании, не были все вместе моими пред
ставлениями, если бы они не принадлежали все
Сказанное не исключает того, что выражение может
быть отмечено значимым нулем, присутствовать как от
сутствие: «И лишь молчание понятно говорит»
Свидетельство о публикации №125122006942