Нападение врасплох
для сердца русского слилось
и сколько силой легионов
в артерию в нём прорвалось.
Оставив кров, семью родную,
муж уходил любовь пытать,
и перепаханное поле
своею кровью орошать.
И кровь бурлила в пыльном теле,
выбрасывая в воздух соль,
чтоб не закУпорились вены,
всё тело обращая в боль,
чтоб не сидеть костями в стуле:
"Меня покормят или нет?"-
желая только воркованье
услышать в правильный ответ.
Так зри себя на поле брани
лови родной язык в волне,
врезая штык по локоть в мякоть
в того, кто речью не в цене,
постой на дне у котловины,
спуская кровь в неё рекой,
и, рассекая шум лавинный,
не отступи на шаг ногой.
Узри себя внутри картины,
где смерть и жизнь в одном лице
поднимет пульс, не помня раны,
самой иглою на конце.
Узнай в себе саму внезапность
поклоном под ноги вершин,
что землю в небо поднимают
и удержись в волне один.
И ты познаешь человека
царём поставленным землёй,
увидишь недрами хранящих
все лица павших перед тобой.
В тебе вся боль не уцелевших,
чья жизнь рассыпалась вновь в пыль.
И ты выходишь из картины
в мерцающую в звёздах быль.
Кто эти люди на картине?
Я с ними был в одном строю.
И новым гимном Гименея
венцом над вечностью пою.
Во мне та кровь, что наполняла
На поле брани все тела,
Безмолвно пульсами стучала,
И знала, что не умерла.
-----------
Картина Василия Верещагина "Нападают врасплох", 1871
В русской культуре два представителя, оставившие наследие "ВОЙНА и МИР" в полном освещении этих понятий.
Свидетельство о публикации №125122006825