Алёна
Эту удивительную женщину называли «амазонкой
Русского бунта» и «русской Жанной д* Арк». Ею
Справедливо восхищались одни и клеймили другие,
Проклиная как ведьму и вероотступницу. До сих
Пор её образ не оставляет в покое воображение
Историков и писателей. И неслучайно.
Первая часть.
Алёна родилась в казачьей
Там Арзамасской Выездной
Слободе. Её ж основали
При Иване Грозном ещё ж.
Во время же его похода
На Казань. Имя дали ей
Там при крещенье в местной церкви,
То на мордовском – «факел». Так
Пророческим то оказалось.
С детства прекрасно та могла
В седле держаться, била с лука
Без промаха в цели она.
«Алёна – атаман» получит
Там прозвище даже она.
Предположить никто не мог там
Что атаманом станет та.
Насильно выдадут Алёну
Замуж за писаря. Он был
Уж пожилым. Но жену свою
Читать и писать научил.
Возможно брак этот был всё же
Не самым худшим. Правда, муж,
Прожил недолго. И скончался
Он от чахотки там уже.
(Через два года умер Алексей)
После смерти его, Алёна
Постриг приняла. В монастырь
Та, Николаевский, попала,
То в Арзамасе их родном.
И в нём Алёна изучала
Врачеванье народное.
Под руководством опытной там
Монахини Орины их.
И вскоре сама уже стала
Целительницей там она.
Используя не только травы
И заговоры всякие.
А ко всему та применяла
«Банные плесени» ещё ж.
Историки про ту трактуют –
Вроде антибиотиков.
(Предтечу им)
Но дух бунтарский, что Алёна,
Им изначально обладав,
Всё ж не исчез никуда даже
В стенах этой обители.
Предназначение иное
Было у той Алёны всё ж,
И предначертанный ей путь был
Совсем иной в жизни её.
1670 год
По Волге слухи прокатились
О восстании казаков.
Степан Разин их предводитель,
Крупнейший средь бунтов таких.
Такие времена рождают
Ярких людей. Алёна же
Покинув монастырь
Примкнула к тем бунтовщикам.
Причём действовать та решила
САМОСТОЯТЕЛЬНО тогда!
Сначала отряд собрала там
С 300 – 400 крестьян.
(И беглых каторжников)
Вторая часть.
Как женщине удалось это,
Авторитет таких людей
Заслужить, убедив их чем – то,
Встать под её начало там?
Сражаться же она умела,
Невероятной обладав
Волей. И ко всему имела,
Славу ведуньи, знахаря.
А будучи грамотной она
Воззвания читала всем
Степана Разина. И также
Долгов расписки всех – в огонь.
И вольными всех объявляла.
И рассылала также та
«Прелестные письма», в которых,
Просила поддержать «вождя».
(«Батюшку Степана Тимофеевича». Хотя
С ним никогда не встречалась)
В Среднем Поволжье появленье
Женщины – атамана всё ж
С традициями связано там
Народов коренных тогда.
В тех территориях живущих,
Фольклор мордовский говорил:
О женщинах тех богатыршах –
Варда, Китла, Верта и других:
(Марья – Моревна свет Ягишна. Они все возглавляли дружины)
Алёна знала о них явно,
С разных легенд в детстве своём.
Знала она и о том также,
Что они – знали магию.
Частью искусства боевого
Считалась магия тогда.
С собой носила постоянно
Алёна письма – заговор.
(И всякие коренья. Посредством их она
Приобретала победы)
Алёна ж в эпосе мордовском,
Ведуньей – воительницей
Осталась. «Пули ту не брали,
И сабля не сечёт её»
Но подлинным та обладала
Военным и талантов там.
Сначала повела отряд свой
К Касимову. Но – повернёт.
Узнав, что в пути поджидаю
Царские войска – повернёт,
В сторону града Темникова,
Стратегически важного.
(В Мордовии)
Намереваясь к реке выйти,
Мокше, объединилась та
Также с силами атамана –
Фёдора Сидорова там.
Вместе нанесли пораженье.
Шайсукову Леонтию
Арзамасскому воеводе -
Слава Алёны возрастёт.
К Алёне присоединятся
Новых восставших тысячи.
В итоге под её началом
7000 будет человек.
Третья часть.
Участвовала она лично
В сражениях. Осталась ведь
Вплоть до 20 аж века –
Женщиной – атаманом та.
(Единственной женщиной – атаманом)
Армия её город взяла.
Темников. Получив за то,
Там прозвище «Темниковская»,
В городе развернётся та.
Алёне удалось наладить
Производство литейное
Пушек, и организовать же
Ковку оружия ещё ж!
Конец 1670 года
Центр восстания Приочья
Переместился в Темников.
Под свой контроль взяла Алёна
Город. Начав им управлять.
(Как градоначальница, поселившись в бывшей резиденции
Местного воеводы)
Алёна там организует
Лечение раненых. И
Ввела там новые порядки:
Вопросы сообща решать.
(Во время общих собраний)
30 ноября 1670 года
Правление ж этой Алёны,
Недолгим оказалось там.
Обрушились в тот день на город
Отряды карательные.
Князь Юрий Долгорукий прибыл.
Проиграют восставшие.
Хотя отряд Алёны дрался,
Защищаясь отчаянно.
А когда город пал, Алёна
Укрылась в церкви, Бой ведя,
Отстреливалась с неё с лука
И до последней там стрелы.
И лишь потом без сил та рухнет
На пол прямо у алтаря,
И была схвачена живою
Людьми царскими уже там.
«Она продолжала там так упорно сопротивляться,
Что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при
этом ещё ж семерых или восьмерых, а после того,
как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно,
отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми
руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и
была найдена и пленена» - писал современник Алёны
Арзамасской, немец Иоган Фриш, который собирал
Свидетельства о восстании Степана Разина.
Солдаты князя увидали
Женщину, и были на ней
Доспехи воина одеты
Поверх рясы монашеской.
Никого средь тех не найдётся,
Кто б натянуть смог до конца
Тетиву её лука. Такой
Сильной Алёна та была.
Князь Юрий Долгоруков, он же
Командующий армией,
Прибыл в город Темников позже,
4 декабря там.
(Он был назначен царём, Алексеем Михайловичем)
Жители города все вышли
Князя встречать. А позади
Процессии вели 15
Также повстанцев связанных
Четвёртая часть.
Среди них была и Алёна,
Которую же до того,
Долго пытали… Князь прикажет
Повесить всех бунтовщиков.
(На Рябчиковой горе за Мокшей)
Но для Алёны Арзамасской,
Объявленной колдуньей там
И еретичкой – уготовят
Отдельно же другую казнь.
С «воровскими письмами, также
Кореньями её» - решат
На городской площади главной:
СЖЕЧЬ в срубе, и при всех причём.
(Такой приговор был точным исполнением
Существующего тогда закона. В соответствии
Со статьёй 1 главы 1 «О богохульниках и
церковных мятежниках» Соборного уложения
1649 года ведовство приравнивалось к богохульству
И подлежало беспощадному уничтожению)
Алёна встретила спокойно
Тот приговор. Сама ж взошла,
На край деревянного сруба
Перекрестившись – спрыгнет внутрь.
Всё молча, не издав ни звука.
Пока пламя не поглотило ту...
Правда, Шукшин (В) в своём романе
Казнь по – другому описал.
(В своём романе о восстании Степана Разина:
«Я пришёл дать вам волю» он создал весьма
Драматичное описание казни атаманши – старицы:
«Врёте, изверги! Мучители!.. Это вас, -кричала
Алёна, объятая пламенем, в лицо царским людям
(стрельцам и воеводам, которые обступили костёр
Со всех сторон), - не вы, мы вас проклинаем!
Я – Алёна – Старица за всю Русь, за всех людей русских –
Проклинаю вас! Будьте вы трижды прокляты!!!
Она задохнулась дымом… И стало тихо»)
Сделали всё в царской России
Чтоб память об Алёне той,
И о подобных же героях –
Была там уничтожена.
В братских могилах хоронили
Издревле таких людей всех.
За чертой города. и кстати,
Без отпевания их всех.
(Казнённых убийц, воров, и «восставших на
Самодержавие»
А в некоторых регионах
На местах тех уже могил
Там божедомки воздвигали,
Или «убогие дома».
(Небольшие каменные строения с иконой
И лампадой и раз в год проводили общую службу)
Но время то с советской властью,
Не пощадили эти все
Памятники любви народной
К ушедшим всем героям тем.
2015 год
Сергей Кузнецов с Арзамасса
Справедливость восстановил
Историческую – построив,
Божедомку в память о всех.
Но ни на территории Николаевского женского
Монастыря, где Алёна приняла постриг, ни за
его пределами памятник ей так никто и не поставил:
Ведь она пошла против власти и была объявлена
Колдуньей –этим всё сказано. Из «чёрных списков»
Имя народной героини НЕ УБРАНО.
Свидетельство о публикации №125122005138