Алёна

Алёна.

Эту удивительную женщину называли «амазонкой
Русского бунта» и «русской Жанной д* Арк». Ею
Справедливо восхищались одни и клеймили другие,
Проклиная как ведьму и вероотступницу. До сих
Пор её образ не оставляет в покое воображение
Историков и писателей. И неслучайно.

Первая часть.

Алёна родилась в казачьей
Там Арзамасской Выездной
Слободе. Её ж основали
При Иване Грозном ещё ж.

Во время же его похода
На Казань. Имя дали ей
Там при крещенье в местной церкви,
То на мордовском – «факел». Так

Пророческим то оказалось.
С детства прекрасно та могла
В седле держаться, била с лука
Без промаха в цели она.

«Алёна – атаман» получит
Там прозвище даже она.
Предположить никто не мог там
Что атаманом станет та.

Насильно выдадут Алёну
Замуж за писаря. Он был
Уж пожилым. Но жену свою
Читать и писать научил.

Возможно брак этот был всё же
Не самым худшим. Правда, муж,
Прожил недолго. И скончался
Он от чахотки там уже.

(Через два года умер Алексей)

После смерти его, Алёна
Постриг приняла. В монастырь
Та, Николаевский, попала,
То в Арзамасе их родном.

И в нём Алёна изучала
Врачеванье народное.
Под руководством опытной там
Монахини Орины их.

И вскоре сама уже стала
Целительницей там она.
Используя не только травы
И заговоры всякие.

А ко всему та применяла
«Банные плесени» ещё ж.
Историки про ту трактуют –
Вроде антибиотиков.

(Предтечу им)

Но дух бунтарский, что Алёна,
Им изначально обладав,
Всё ж не исчез никуда даже
В стенах этой обители.

Предназначение иное
Было у той Алёны всё ж,
И предначертанный ей путь был
Совсем иной в жизни её.

1670 год

По Волге слухи прокатились
О восстании казаков.
Степан Разин их предводитель,
Крупнейший средь бунтов таких.

Такие времена рождают
Ярких людей. Алёна же
Покинув монастырь
Примкнула к тем бунтовщикам.

Причём действовать та решила
САМОСТОЯТЕЛЬНО тогда!
Сначала отряд собрала там
С 300 – 400 крестьян.

(И беглых каторжников)

Вторая часть.

Как женщине удалось это,
Авторитет таких людей
Заслужить, убедив их чем – то,
Встать под её начало там?

Сражаться же она умела,
Невероятной обладав
Волей. И ко всему имела,
Славу ведуньи, знахаря.

А будучи грамотной она
Воззвания читала всем
Степана Разина. И также
Долгов расписки всех – в огонь.

И вольными всех объявляла.
И рассылала также та
«Прелестные письма», в которых,
Просила поддержать «вождя».

(«Батюшку Степана Тимофеевича». Хотя
С ним никогда не встречалась)

В Среднем Поволжье появленье
Женщины – атамана всё ж
С традициями связано там
Народов коренных тогда.

В тех территориях живущих,
Фольклор мордовский говорил:
О женщинах тех богатыршах –
Варда, Китла, Верта и других:

(Марья – Моревна свет Ягишна. Они все возглавляли дружины)

Алёна знала о них явно,
С разных легенд в детстве своём.
Знала она и о том также,
Что они – знали магию.

Частью искусства боевого
Считалась магия тогда.
С собой носила постоянно
Алёна письма – заговор.

(И всякие коренья. Посредством их она
Приобретала победы)

Алёна ж в эпосе мордовском,
Ведуньей – воительницей
Осталась. «Пули ту не брали,
И сабля не сечёт её»

Но подлинным та обладала
Военным и талантов там.
Сначала повела отряд свой
К Касимову. Но – повернёт.

Узнав, что в пути поджидаю
Царские войска – повернёт,
В сторону града Темникова,
Стратегически важного.

(В Мордовии)

Намереваясь к реке выйти,
Мокше, объединилась та
Также с силами атамана –
Фёдора Сидорова там.

Вместе нанесли пораженье.
Шайсукову Леонтию
Арзамасскому воеводе -
Слава Алёны возрастёт.

К Алёне присоединятся
Новых восставших тысячи.
В итоге под её началом
7000 будет человек.

Третья часть.

Участвовала она лично
В сражениях. Осталась ведь
Вплоть до 20 аж века –
Женщиной – атаманом та.

(Единственной женщиной – атаманом)

Армия её город взяла.
Темников. Получив за то,
Там прозвище «Темниковская»,
В городе развернётся та.

Алёне удалось наладить
Производство литейное
Пушек, и организовать же
Ковку оружия ещё ж!

Конец 1670 года

Центр восстания Приочья
Переместился в Темников.
Под свой контроль взяла Алёна
Город. Начав им управлять.

(Как градоначальница, поселившись в бывшей резиденции
Местного воеводы)

Алёна там организует
Лечение раненых. И
Ввела там новые порядки:
Вопросы сообща решать.

(Во время общих собраний)

30 ноября 1670 года

Правление ж этой Алёны,
Недолгим оказалось там.
Обрушились в тот день на город
Отряды карательные.

Князь Юрий Долгорукий прибыл.
Проиграют восставшие.
Хотя отряд Алёны дрался,
Защищаясь отчаянно.

А когда город пал, Алёна
Укрылась в церкви, Бой ведя,
Отстреливалась с неё с лука
И до последней там стрелы.

И лишь потом без сил та рухнет
На пол прямо у алтаря,
И была схвачена живою
Людьми царскими уже там.

«Она продолжала там так упорно сопротивляться,
Что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при
этом ещё ж семерых или восьмерых, а после того,
как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно,
отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми
руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и
была найдена и пленена» - писал современник Алёны
Арзамасской, немец Иоган Фриш, который собирал
Свидетельства о восстании Степана Разина.

Солдаты князя увидали
Женщину, и были на ней
Доспехи воина одеты
Поверх рясы монашеской.

Никого средь тех не найдётся,
Кто б натянуть смог до конца
Тетиву её лука. Такой
Сильной Алёна та была.

Князь Юрий Долгоруков, он же
Командующий армией,
Прибыл в город Темников позже,
4 декабря там.

(Он был назначен царём, Алексеем Михайловичем)

Жители города все вышли
Князя встречать. А позади
Процессии вели 15
Также повстанцев связанных

Четвёртая часть.

Среди них была и Алёна,
Которую же до того,
Долго пытали… Князь прикажет
Повесить всех бунтовщиков.

(На Рябчиковой горе за Мокшей)

Но для Алёны Арзамасской,
Объявленной колдуньей там
И еретичкой – уготовят
Отдельно же другую казнь.

С «воровскими письмами, также
Кореньями её» - решат
На городской площади главной:
СЖЕЧЬ в срубе, и при всех причём.

(Такой приговор был точным исполнением
Существующего тогда закона. В соответствии
Со статьёй 1 главы 1 «О богохульниках и
церковных мятежниках» Соборного уложения
1649 года ведовство приравнивалось к богохульству
И подлежало беспощадному уничтожению)

Алёна встретила спокойно
Тот приговор. Сама ж взошла,
На край деревянного сруба
Перекрестившись – спрыгнет внутрь.

Всё молча, не издав ни звука.
Пока пламя не поглотило ту...
Правда, Шукшин (В) в своём романе
Казнь по – другому описал.

(В своём романе о восстании Степана Разина:
«Я пришёл дать вам волю» он создал весьма
Драматичное описание казни атаманши – старицы:
«Врёте, изверги! Мучители!.. Это вас, -кричала
Алёна, объятая пламенем, в лицо царским людям
(стрельцам и воеводам, которые обступили костёр
Со всех сторон), - не вы, мы вас проклинаем!
Я – Алёна – Старица за всю Русь, за всех людей русских –
Проклинаю вас! Будьте вы трижды прокляты!!!
Она задохнулась дымом… И стало тихо»)

Сделали всё в царской России
Чтоб память об Алёне той,
И о подобных же героях –
Была там уничтожена.

В братских могилах хоронили
Издревле таких людей всех.
За чертой города. и кстати,
Без отпевания их всех.

(Казнённых убийц, воров, и «восставших на
Самодержавие»

А в некоторых регионах
На местах тех уже могил
Там божедомки воздвигали,
Или «убогие дома».

(Небольшие каменные строения с иконой
И лампадой и раз в год проводили общую службу)

Но время то с советской властью,
Не пощадили эти все
Памятники любви народной
К ушедшим всем героям тем.

2015 год

Сергей Кузнецов с Арзамасса
Справедливость восстановил
Историческую – построив,
Божедомку в память о всех.

Но ни на территории Николаевского женского
Монастыря, где Алёна приняла постриг, ни за
его пределами памятник ей так никто и не поставил:
Ведь она пошла против власти и была объявлена
Колдуньей –этим всё сказано. Из «чёрных списков»
Имя народной героини НЕ УБРАНО.


Рецензии