О Credo 6. К Блаженству 3. Разное
Абсолютное – как мог бы сказать любитель этого слова, наш зарвавшийся, «абсолютно не врущий» Глашатай. И ему уже не важно, что Абсолютное – таки за пределами Бытия.
Блаженство – как бы производно от Блага. А Благо...
Гммм... В этической облатке – Добро. В онтологической – полнота Бытия (гностик вспомнил бы о Плероме). В экономической – богатство.
То бишь – как-то божественное. От Бога, что ли. От того же Абсолюта, но не сам оный, ежели по природе-сущности.
Вместо Счастья к Блаженству можно притянуть и Наслаждение. Тем более, что в них (в именах) колышется общее «лаж», за коим видится (слышится) Лад. Однако «наслаждение» кому-то может прийтись и не по вкусу, ибо попахивает «прелестью» (соблазном).
Тьфу на меня (завёл шарманку)! Хотя какой-то смысл в сказанном выше и наличествует.
Ну, а моё виршеванство к «блаженству» уже помянутыми далеко не ограничивается.
По причине неказистой памяти (и сноровки) не могу достоверно заявить, оставил ли я что-нибудь достойное в адрес замечательного нашего земляка, уроженца посёлка Копысь Оршанского района Вениамина Михайловича Блаженного (Айзенштадта) (1921–1999). С творчеством его мы, понятное дело, знакомы. Но, вот откликался ли я на него, али нет... Запамятовал! А нарыть (по архивам) пока не получается.
Кстати, в том же посёлке родился и незабытый мною «Блаженный Алексашка» (см. стишок из предыдущего Credo). Тоже достойный – но совсем по иному поводу.
Поскольку «блаженное» не обязательно вяжется с чьими-то персональными прозвищами, воздадим и таким.
«Что ищете Живого между мертвыми? Его здесь нет. Он воскрес» (см.: Лк. 24: 5–6)
--------------------------------------------------
Что, «братья», ищете? Врата в Блаженный Рай?!
Хотите выбраться из призрачного Лимба?!
Вам было тесно у подножия Олимпа.
Теперь не нравится забвения нора?!
Нужна протекция?! Господь страшится вас.
Нечистых помыслов роятся отголоски.
Колоссов глиняных, милосских и родосских,
Осколки злачные не выполоть из глаз
Народов выцветших и масс осатаневших.
На радость челяди, по милости богов,
Опять выносится из дантовых кругов
Отребье бывшее на пролежни манежей.
(Присказка, 24.10.2023)
Сия Присказка слагалась (в преамбулу) к опусам, посвящённым «Сказке» Александра Сокурова.
Стране... Всё той же.
В сотый раз разграбленной,
в сотый раз загубленной
под восторг щенячий дураков,
с доблестью затравленной,
с совестью отрубленной
в поисках изменников-врагов…
– Тени поражений,
сумерки побед –
сирой и блаженной,
чем помочь тебе?!
(27.03.2016)
Да. Страну я, обыкновенно, не отождествляю ни с Государством, ни с Властью, ни с балаганными патриотами.
Находятся у меня и вполне религиозные. «К Великому Покаянному Канону»
О, душе, душе моя, восстани!
Дремлешь ты. Кончина уж близка.
Ты, душе, внемли себе, воспряни,
Коль смутила смертная тоска.
Ты проси у Господа пощады.
В покаяньи милости проси.
И простит Христос дурное чадо.
Вознесёт к Себе на небеси.
Прикоснётся чуткими перстами.
Поцелует грешника в уста.
О, душе, душе моя, восстани!
И сияй блаженна и чиста.
(26.04.2013)
Ага! Снова себе (ироническое).
Мне внутренний голос чуть слышно, но внятно, шептал:
«Забудь про пикник! Коль приспичило так на природу,
Возьми рюкзачок – да рискни. Прошвырнись на свободу.
Куда-нибудь в лес. Подивись на глухие места.
А эти гулянки! – Досужий, пустой перезвон.
Измятые лица подруг и коллег по работе…
– Ты думаешь, будто, они по хорошей погоде
Иными предстанут? С погодою вам повезло!
Да толку? Всё будет, как прежде, старо и уныло.
И та, что меж прочих единственно сердцу мила,
Не скажет внезапно: «Я Вас, дорогой, полюбила!
Я этой минуты так долго и страстно ждала…».
– Отнюдь! Ты окажешься вновь в рядовых дураках.
К тому же сморозишь и вовсе изрядную глупость.
Да если б одну! Не сочти за бестактность и грубость:
С какого-то чёрта подхватишь её на руках.
Лизаться полезешь без спросу. А ей – неприятно.
Ты сам это знаешь. Какой из тебя ловелас?!».
– И голос шептал мне, порою чуть слышно, но внятно:
«Повёлся, блаженный! А думал, что я повелась?!».
Всё так и случилось. Ты прав был, жестокий мой голос!
И это словцо неспроста под конец повторил.
Поёт Слепаков. Я за ним причитаю раз по раз:
Осёл я изрядный, пускай и зовусь не Кирилл…
(Не-стихи. Майская блажь, 19.05.2013)
Вот – философическое. Слегка пафосное.
Блажен, кто верует… А вдвое – тот, кто умер.
Точнее: тот, кто умер молодым:
Душой не чёрствым, не оглохшим в шуме
Глумливой жизни, не пропившись в дым.
Блажен и тот, кого нужда лихая
Не истязала на исходе дней.
Кто не был чернью подлою охаян
И не раздавлен где-нибудь на дне.
Кто мир запомнил юными глазами,
А не пустою бездной глауком
И не платил кровавыми слезами
За то, что стал для ближнего врагом.
Однако слышал я и про такое,
Что, будто, тот воистину блажен,
Кто стойко встретил время роковое
И был за истину на огнище сожжЕн.
(19.02.2014)
Без «блаженства нищих духом» обойтись у меня, конечно, не могло. Хотя бы – в название.
Злодейство с гением не совместимо.
Оно вестимо…
– Пушкин так считал.
«Мне скучно, бес!» – Постылая рутина
Куда страшней, чем духа нищета.
Для истового творчества аскеза
Нужна.
Услышать музыку небес
Дано лишь тем, кто, обесточив беса,
Окоротит тщеславие и спесь.
А корень скуки – знамо: в пресыщеньи.
Оглохнув от столичной суеты,
Припав к земле, скулим потом по-щеньи.
Да души – неприкаянно пусты.
(Блаженны нищие духом, 29.09.2014)
Признаюсь: по былым годам в христианскую традицию я окунался куда крепче нынешних. Неужто «гундяещина» меня так отворотила!?
Пилат, префект опальной Иудеи,
почтенный римский всадник, пребывал
в смущении. В последнюю неделю
доверенный ему народ роптал,
его старейшины гневились.
Всему причиною стал некий человек –
блаженный,
Иисус из Назарета.
Сей проповедник будто бы изрек,
что смерти нет и Ветхого Завета
превыше есть сыновняя любовь
к Отцу Небесному и равно к ближним.
Но он ещё сказал, что разрушает храм:
не человек – субботе, а напротив.
И, более всего, что Сын есть Божий Сам,
сошедший в мир и облечённый плотью.
Творящий чудеса – на бунт не возмущал,
но посягнул на власть Синедриона.
Виновен ли?! Имперского закона
не тронул он.
В таких вещах,
есть то, что недоступно разуменью.
А Истина?! Её возможно знать.
Причём здесь вера? Всё одно, что мненье.
Какой он бог?! Несносное томленье –
Я так устал… Проклятая весна!
Синедрион. Упрямый Каиафа.
Тиберий. Рим. Недолго до беды.
Решайте сами: он или Варавва.
А я… Я умываю руки.
Эй! Воды!
(Что есть Истина?!, 11.10.2014)
С направленностью верша согласен и сейчас. А как такой он – не ахти. Уж больно форма страдает. Считай – проза...
Над землёй моей колоколен звень,
А в руках – бутыль, а в ногах – река.
Посмотрел бы вверх, да мешает лень,
Посмотрел бы вниз, да гнетёт тоска.
(Л. Смирнов. Русская сказка)
-------------------------------
Архангел Гавриил принёс Благую весть.
В лилею обернул. Напутствовал Марию.
Кому-то – прорастать. Кому-то – вечно цвесть.
Кто верует – блажен. А я, увы, старею.
И, вряд ли – во Христе. Скорее – навсегда.
Мне белых голубей не отпускать на волю.
И даже высота простая не взята.
Не то, что неба свод над звенью колоколен.
(Постскриптум, 1.06.2015)
На пару с Владимиром Семёновичем (здесь – Высоцкий, а не Короткевич)
Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нём
Не нравились, – и я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье, –
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.
(В. Высоцкий. Мой Гамлет)
---------------------------------
Мне говорят: «Кончай поэтизировать
депрессии и выверты свои.
Пошто зазря играть в юрода сирого,
ведущего потешные бои
с пустой тоской и жалкими химерами?!
Проблемы появились? – Так – решай!
Шекспирами и прочими гомерами
ты дело не подвигнешь ни на шаг.
Там Гамлета сомнения замучили:
Не лучшее подспорье для борьбы.
Извёл себя вопросами колючими.
Был мягкотел. Соперники – грубы.
Блаженный принц! Родился недоношенным.
Воспитан – не иначе как шутом.
Политика – искусство лишь возможного,
где всем прожектам место за бортом».
(Мне говорят..., 28.06.2015)
А следующее шло об руку с Сан Санычем (мои Блоком). В его «куликово» (слегка – волчье)
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем...
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива...
За ветром взывают мечи.
(А. Блок)
----------------------------------
Воину негоже спать в берлоге.
Кони застоялись у ворот.
Уж не тешат милые эклоги.
Не пора ль отринуть укорот?!
Снять с себя блаженные зароки
И пустить мятежную вразнос.
Помолюсь украдкой на пороге:
Нет удЕржу, да не вышли сроки.
Ты прости ослушника, Христос!
(Воину – воиново, 22.03.2016)
Блаженство... Без прекрасных дам здесь обойтись никак нельзя
Не взмахи крыл в египетской ночи –
Зарницей ли, луной ли
– осиянны.
Распахнуты…
Уже не важно, чьи –
ресницы Осипа, ресницы Христиана.
Чертог сиял. Гремели голоса.
Царица Ольга к ангелам роптала.
А в небе чистом чудились гроза
и скрежет замогильного металла.
О, как прекрасны детские черты!
Открытый взгляд. Чуть матовая бледность.
Припухлость губ…
Но:
Вы – давно мертвы.
Раздавлены. Растаяли бесследно.
Хотя
– осталась тайна красоты
и прелести,
наивной и жестокой.
Литвы озёра, Павловска сады –
в оправе декадентского барокко.
Неровность строк и трепет нервных рук.
Манерный слог, усталость роковая.
Вы зависть вызывали у подруг,
на солнце Юга дерзко уповая.
Царица…
Что Вам всполохи ресниц?!
И этот мир юродивых рапсодов.
Когда с блаженством пасть готовы ниц
у Ваших ног закаты и восходы.
Зачем поэта жалкая судьба
пленила сердце, выластила думы?!..
– Кудесница. Распутница. Раба.
Пустое дуновение истомы.
(Ассоциации. Не Клеопатра, 10-11.10.2016)
А рядом с ним – и мужеское. «Мудрец». Не подумайте, что себе самому (я ить – скромный...). Однако!
В уединенье заточён
и им напитан и затОчен
ты знаешь точно, что по чём.
Житейской гнили червоточин
лишён твой дух
и осиян
далёких звёзд нездешним светом.
Страстям, злокозненным наветам
ты чужд. Коллизии землян
тебя нисколько не тревожат.
Их правды, меченые ложью,
смешны, нелепы и пусты.
Давно осыпались кресты
по неухоженным погостам
таких же малых и больших.
А ты блаженствуешь в тиши,
хотя и сам из праха создан.
(8.04.2017)
В общем, наворотил (Разного)... И это – далеко не...
Но, полагаю, достаточно. А и с этим «Credo» пора закругляться.
20.12.2025
Свидетельство о публикации №125122004289