Чёрные списки как практика литературных площадок
• Кто такой тест-читатель и зачем он нужен автору
• Вопросы к организаторам Лит. Фестиваля Рунета
• K вопросу о ведении страницы Лит. Фестиваля Рунета
• Pекомендации авторам, публикующим тексты
• Основные правила пунктуации для авторов
• Размышление о роли формы и пунктуации в литературе
• Литературные конкурсы на стихире
• Повторы слов и образов. Кто как думает. Aвторам
• Карл Краус. Литературный критик
_______________________
Чёрные списки как практика литературных площадок
Работа литературных площадок сегодня всё чаще выявляет тревожную закономерность: заявляя об открытости, диалоге и поддержке литературного процесса, многие из них на практике оказываются неспособными воспринимать критику — особенно со стороны читателя.
Критические отзывы, замечания к организации конкурсов, к качеству текстов или к редакционной политике нередко трактуются не как обратная связь, а как угроза. В результате читатель, позволяющий себе несогласие или аргументированное недовольство, быстро превращается в нежелательную фигуру: его комментарии удаляются, а сам он исключается из пространства общения.
Показательным примером такой практики является площадка «Литературный фестиваль Рунета». Здесь критические отзывы от читателей удаляются, а сами читатели, высказывающие недовольство работой организаторов или форматом конкурсов, заносятся в так называемый «чёрный список».
Диалог подменяется санкциями, а обсуждение — административным давлением.
Чёрные списки вместо аргументов, блокировки вместо разговора — характерный признак не силы, а слабости.
Особенно симптоматично, что подобная реакция исходит именно от организаторов — тех, кто формирует культурную среду площадки.
Вместо аргументов используются блокировки, вместо обсуждения — демонстративное исключение, вместо уважения к читателю — требование безусловной лояльности и похвалы.
Однако литература не развивается в атмосфере одобрительного молчания.
Критика — это не пиар и не атака, а форма читательского участия и соучастия в литературном процессе. Игнорируя её, организаторы теряют не только отдельных комментаторов, но и доверие аудитории.
Площадка, которая боится критического читателя, рано или поздно остаётся без читателей.
Площадка, где критика считается нарушением, перестаёт быть литературной — независимо от громких названий и декларируемых целей, если таковые вообще существуют.
На практике у многих так называемых «литературных площадок», в том числе у ЛФР («Литературный фестиваль Рунета»), отсутствует не только внятная концепция развития, но и стремление к улучшениям, ориентированным на читателя.
© by Татьяна Кемпфле, 2025
Свидетельство о публикации №125122002860