История одного здания...
Оно стоит, еще быть может, с тех времен ,когда Богдан Хмельницкий махал своею булавою то в сторону Москвы, то в сторону Польши. Давно оно стоит. В петровские времена здесь хотели устроить какие-то коллегии, да они так и не дошли из Петербурга. Уже и двери, и окна поставили, но умер Петр. Его потомкам было не до коллегий. Здание ,можно сказать, пустовало, выполняя случайные функции: то волостного управления, то места заседания Попечительного совета. Аж до времен Екатерины Великой. Она, проезжая на юг, его приметила и велела разместить здесь Общество… . Решение это так и застряло в потемкинской канцелярии. О здании забыли. Оно стояло без ремонта и начало было обрушаться. При АлександреI его подлатали и уже было приспособили под департамент для выполнения либеральных решений, но Александр скоропостижно умер. В смутные времена под его окнами бродили даже декабристы, заглядывая в них. Может что-то планировали разместить, да не успели .Николай I повелел расквартировать в нем казармы , где нещадно муштровали военных. И в этом виде здание просуществовало аж до царствования последнего императора. В эти уже времена чиновники планировали основать в нем какой-то комитет Государственной Думы, но снова опоздали - грянула Великая , а может и малая…В нем разместили сначала какой-то N-ский Совет рабочих и солдатских депутатов а затем -Первый конный штаб .А здание стояло и стояло, несмотря на то ,что ремонтов в нем не делали. В разные времена здесь были различные филиалы: то рабфак, то всеобуч ,то сельхоз. академия , то индустриальные курсы. Затем на здание прибили три буквы НЭП. В 30-х годах там прочно обосновался Народный комиссариат всеобщих дел /сокращенно НКВД/ и по ночам в нем раздавались крики и постреливали . А днем дружно кого-то осуждали. Грянула и минула война… Здание устояло .После испытаний его подремонтировали, хотели поднять потолки повыше ,как горы на Кавказе, да снова не успели .Началась то ли оттепель ,то ли капель и пришлось срочно менять крышу .Оно стало ниже, но ожило. Здесь разместились совнархозы , потом МТС , затем выставка художников-авангардистов ,которых, впрочем, быстро изгнали. Со второй половины шестидесятых в нем дружно кого-то одобряли и очень часто заседали .А уже в 70-х одобрения перешли в овации .Тогда же в здании сделали два входа: черный и парадный . У парадного всегда толпилось много народа за дешевой колбасой и прочей снедью ,а к черному подъезжали черные лимузины и, получив пай, отъезжали.
Дом кишел всякой всячиной . А однажды вдруг все исчезло. Черный ход временно забили досками .И здание опять опустело . Время между тем шло .И вновь его присмотрели. Здесь разместились кооперативы, затем штабы различных партий .Но не будем о них больше писать: только тронь, столько наговорят ,что в два дня ни прочитать, ни прослушать . И однажды все они оставили здание в покое .Дом снова опустел- уже в который раз.
И в эти, уже недалекие времена, очень большой начальник шел мимо него. Дом ему присмотрелся, и он решил заняться его перестройкой. Зайти-то зашел, да случился казус: вольно бродя по комнатам, он так увлекся проектами перестройки , что не заметил, как ему на голову оборвался кусок штукатурки от потолка .Да так больно ударил ,что все мысли из нее –вон! Начальник и забыл, зачем сюда зашел. От посещения на лбу осталось лишь фиолетовое пятно на всю жизнь. Многих потом за это наказали, а кое-кого даже осудили, да вскорости выпустили. Дом после этого как-то опустился и осунулся. Буква «Н» давно отпала, остались только «ЭП». Правда жильцы в нем есть. Разделили его на квартиры и как -то живут. У каждого свой коридор, и не дай боже , если кто в чужой забредет!…
2004г Макеевка
Свидетельство о публикации №125122002580