Лекции о Басмановых для школьников Переславля
–А можно спросить?
– Можно, конечно.
Спокойно отношусь к вопросам, которые задают в процессе лекции, тем более, если задают дети. Тут важно ответить на моменте, когда вспыхнул интерес, не дай Бог его упустить.
– А вот вы говорите, что у них по два коня было, а когда Фёдор поехал в Старицу, куда он второго коня дел?
Шепот с парты сзади (видимо с мыслями, что это не слышно).
– Тебе же сказали, зима была холодная! Съел, наверное!
Ох, и дернул же меня кто-то за язык, про этих двух коней рассказывать! Придут домой, родителям расскажут о нашей встрече, естественно в своей интерпретации. Так Фёдор еще и славу «едока коней» получит! Шутки шутками, а вообще, с детьми работать интересно в плане «внезапности» мыслей. Особенно, когда дети маленькие. Этой осенью, благодаря двум нашим переславским библиотекам, библиотеке им Александра Невского и библиотеке имени И. И. Пришвина мне посчастливилось несколько раз читать лекции школьникам. У меня уже были старшеклассники, 15/16 лет, 10/11 лет и даже третьеклашки. Мне самой больше всего нравится работать с детьми маленькими. Казалось бы, Басмановы – тема совсем не детская, но после каждой лекции оставалось приятное ощущение не монолога, а диалога. Маленькие дети очень охотно включаются. Преломляется у них сознании как-то по особенному, но ценно видеть, что идет мыслительный процесс! Причем весьма себе…живой! Именно столь необычные вопросы и свидетельствуют о том, что они тебя слушают и думают при этом. Это же надо…куда второго коня Фёдор дел? Самой теперь интересно.
В целом, работать с детьми любопытно с разных точек зрения. Весьма сложный материал, который не каждый взрослый-то осилит, приходится (тем не менее), обрабатывать – это сверхзадача, которую надо выполнять. Почему? Ответ банальный. Потому что в нашем нынешнем хаосе, нельзя сдаваться. Надо идти вперед. Надо пробовать вкладывать детям, а еще лучше передавать, то, что мы знаем. Сажать и взращивать эти семена. Иной раз рассказывать взрослым о Басмановых поздно. Смотришь на взрослого человека и думаешь «где ты был в то время, когда должно закладываться уважение к истории и предкам»? И пусть дети не запомнят важные особенности важных битв, ценно другое. Они запомнят атмосферу, мелочи и нюансы. Как минимум, рассказ о стародавних временах – это кирпичик мыслительного фундамента. Кто-то коней запомнит, кто-то воображаемые рогатины и пушки (мальчикам вполне понравилось), девочки больше писательницу рассматривают, бывало, что подходили со словами «вы очень красивая», а кто-то просто запомнит что «писательница приходила, когда я в третьем классе учился». Но, авось и тут толк, какой выйдет.
Для меня самой – переделка материала под детей, это колоссальная разминка для собственных мозгов. К тому же, интересно как младшие школьники фокусируется на мелочах. О которых сам и не задумываешься. Например, всех без исключения впечатляет возраст пятнадцатилетнего Фёдора, заступившего на службу в суровую морозную зиму. И зима морозная впечатляет (в этот момент мы смотрим в окно и смеемся) да и сам факт, что мальчика начинали готовить к службе с пяти лет. Фёдор не так далеко от них по возрасту и совсем недалеко был, когда впервые сел на коня. А вот на последней лекции, ребятки похвастались целым морем поднятых рук, на мой вопрос «а кто хорошо умеет сидеть в седле?». Кони – вообще тема плодотворная, как оказалось, пользующаяся у детей спросом))) Столько времени, сколько мы уделили на лекциях воинским коням, по-моему, самим Басмановым не уделили! Последний раз, основательно поговорили про царские пиры и застолья. Безусловно, термин «кравчий», дети вряд ли запомнят, а вот то, что у царя был свой «телохранитель», который рисковал собой, пробуя царскую еду – это вызвало немыслимый восторг.
Фотоальбом https://vk.com/album2905696_310932806
Группа библиотеки им. И. И. Пришвина https://vk.com/detskayapereslavl?from=groups
Городская библиотека имени Александра Невского https://vk.com/bibliotekanevskogo
Скачать книгу «Фёдор и Алексей Басмановы. Пять веков без права голоса» можно на Литресе https://www.litres.ru/70284688/
Мой Дзен-канал, посвященный проекту «Дорога Фёдора Басманова»
https://dzen.ru/id/60e364a21c0c220acfb6cf2d
Свидетельство о публикации №125121908725