Продолжение 9 части 1 Философской истории

Стих 9. Аристотель
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - философ и эрудит классического периода Древней Греции, от которого унаследован интеллектуальный лексикон, проблемы и методы исследования в различных науках, ученик Платона, основатель философской школы в Ликее

Сюжет давно известен, из тьмы веков идёт -
Один глядит не небо, к земле другой зовёт(29).

Был ученик Платона, но истина - важней(30),
И Аристотель Миру принёс(31) букет идей.

Сказал: «Как тень без вещи нигде не может быть,
Душа без тела также нигде не сможет жить.

Раз Мир материален, причины есть всему:
«Материя» и «форма», «откуда», «цель» ему.

Был хаос элементов, Бог форму придаёт:
Из частности моментов Бог к Благу нас ведёт».

Из категорий Мира важны, вещал он, три:
«И «время», также «место», и «состоянье» чти».

Во всем ища порядок - науки делил так:
«Теории, для жизни, кто в творчестве мастак».

В мышлении чтоб легче - нам логику созда'л,
Где тождество царило, а беспорядок мал(32).

Он в этике отметил величие добра:
«Путь к счастью - добродетель, умеренность важна.

Безумность есть в отваге, есть трусость без границ,
А мужество - в средине, в ней добродетель лиц.

Важна и справедливость, правдивость должна быть,
Великодушье, дружбу не надо тож забыть.

Все люди социальны - не могут без других:
Политика - наука, порядок с ней - велик».

Политики законам он стройность придаёт:
«В том государстве благо, где каждому комфорт.

Фундамент государства - то собственность, семья,
Защита человека - права крушить нельзя.

Богач есть в государстве и нищий тоже есть,
Тогда лишь процветает - когда средине честь».

Как благо достигают? - «Цель правильно поставь,
И правильные средства достичь - найти заставь».

Не только теоретик, наставником он был -
И Александр Великий(33) в учениках ходил.

Законы в воспитанье потребны до сих пор:
«Способности, науки и в упражненьях скор».

Не обо всём сказали, Мыслитель что созда'л.
Христианам, мусульманам Учителем он стал.
__________
(29) сюжет - имеется ввиду сюжет картины Рафаэля Санти «Афинская школа» (1510 - 1511 гг.), на которой изображён Платон, указывающий на небо и Аристотель, указывающий на землю
(30) истина важней - имеется ввиду изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже»
(31) Миру принёс - труды Аристотеля как «универсального человека» охватывают физику, биологию, зоологию, метафизику, логику, этику, эстетику, поэзию, театр, музыку, риторику, психологию, лингвистику, экономику, политику, метеорологию, геологию и государственное управление
(32) беспорядок мал - имеются ввиду законы логики: тождества (любое понятие употребляется в одном значении), противоречия (не противоречь сам себе), исключённого третьего (А или не-А, третьего не дано)
(33) Александр Македонский (356 - 323 гг. до н. э.) - царь Древней Македонии, выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти


Рецензии