КБШ 2. 9 Шестистрочный пентаметр и Лорд Вокс
Анализируя раннюю поэзию Эдварда де Вера, важно определить, присутствуют ли в ней естественные ростки, дающие надежду на то, что из них произрастёт в будущем шекспировская поэзия.
«Если говорить о стихотворных формах, то ранняя поэзия Эдварда де Вера представляет такое же богатое разнообразие их, как и шекспировская, и почти все поэтические формы, которые он использует, мы находим в шекспировских произведениях»[520].
Томас Лоуни попытался определить, был ли Эдвард де Вер первым поэтом, чьи поэтические формы похожи на шекспировские, и пришёл к выводу, что аналогичный стиль был присущ и Лорду Воксу. Что же касается соперника де Вера Филипа Сидни, лидера кружка поэтов, то последний пытался ограничить свободу поэта искусственными правилами, против которых выступал Шекспир, считая, что такого типа поэты пишут «языком, скованным авторитетами»[521].
И как замечает Томас Лоуни, такому типу творчества, связанному правилами и предписаниями, Эдвард де Вер был «инстинктивно антагонистичен, демонстрируя большое разнообразие поэтических форм даже в своей маленькой коллекции ранних стихотворений», при этом любимой формой де Вера оставалась шестистрочная строфа, написанная пентаметром.
«И хотя у Чосера тоже были шестистрочные строфы, – продолжает Лоуни, – они сильно отличались от этой [шекспировской и деверовской строфы]; Спенсер использует аналогичные строфы в первой части “Календаря Пастуха”, но деверовские опубликованные пробы этой формы на несколько лет опередили появление в печати “Календаря Пастуха”»[522]. И только Лорд Вокс опередил де Вера.
В 1872 году доктор Гросарт опубликовал коллекцию стихотворений графа Оксфорда, наряду с произведениями других поэтов, в серии «Библиотека Знаменитостей Фуллера». Некоторые из этих стихотворений де Вера были найдены им в старых антологиях поэзии, другие же существовали только в рукописях и были напечатаны впервые. В коллекции Гросарта произведениям де Вера предшествовали стихи Томаса, Лорда Вокса. Томас, Лорд Вокс, был на поколение старше Эдварда де Вера и умер в 1562 году.
Существует предположение, что эти стихотворения были написаны не Томасом, а его сыном Уильямом (современником де Вера), или отцом и сыном в соавторстве, но Гросарт был убеждён, что они написаны именно отцом. Таким образом, изобретателем шекспировской шестистрочной строфы Гросарт считал Лорда Вокса. Сравнивая два набора стихотворений из Гросартовской коллекции – деверовский и Лорда Вокса – Томас Лоуни пришёл к выводу, что в юности Эдвард де Вер находился под сильным влиянием работ Лорда Вокса. Особенно интересно для нас последнее стихотворение из подборки стихотворений Лорда Вокса в сборнике Гросарта, сразу за которым следует подборка стихотворений де Вера. Это стихотворение Лорда Вокса использовал Шекспир для песни могильщика – «Не чаял в молодые дни я в девушках души» – в трагедии «Гамлет» (V.1).
Учитывая влияние поэзии Лорда Вокса на стихотворное творчество Эдварда де Вера, можно понять, почему Шекспир через 40 лет после смерти Лорда Вокса вдруг вспомнил о его стихотворении и выбрал именно этот стих для одной из лучших своих трагедий.
Томас Лоуни подметил ещё одну интересную общую черту в поэзии Шекспира и в образцах раннего творчества де Вера: одиночные изолированные пентаметрические шестистрочные строфы [523]. Например, в «Укрощении строптивой» встречается только одна строфа интересующего нас типа. Не менее, чем в трёх стихотворениях в коллекции де Вера – строфы такого же типа. В шекспировский белый стих в разных местах пьес периодически вкрадывается мысль или монолог, написанные строфами Лорда Вокса.
***
Примечания.
520. Looney, том 1, стр. 135.
521. “And art made tongue-tied by authority.” См. сонет Шекспира №66.
522. Looney, том 1, стр. 135-136.
523. Ibid., том 1, стр. 137-138.
*********************************************************
<> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <>
*********************************************************
Свидетельство о публикации №125121902316