Нейрофизиологический аспект стихосложения

   При изучении того или иного явления человек пользуется упрощёнными моделями. Например, атомы и другие частицы представляются в виде движущихся шариков, или другая модель - атомы и другие частицы представляться участками волн на поверхности воды. И в том, и в другом случае эти шарики и волны движутся, огибают препятствия, и мы можем проследить и предсказать поведение этих объектов и пролонгировать свои умозаключение на поведение реальных тел.
   Успех или неуспех модельной теории во многом зависит от особенностей структуры той модели, которую мы выбрали (в приведённом примере - шарики или волны).

   Рассуждения о поэтическом творчестве обычно проводятся на базе ритмических конструкций, расположениях строк и на чередовании рифм. Или, другой подход, на психологических особенностях автора и читателя, и на взгляде на поэзию как на элемент культуры и способ общения.
   Возможна и третья модель - мы будем рассматривать поэзию, взяв в качестве модели структуры нейрофизиологии.

   Не мне первому такая идея пришла в голову. Связь стихотворчества с нейрофизиологическим явлениями исследовали психиатры и психологи, рассматривая стихотворчество как симптом некого отклонения от среднестатистической нормы. Однако такие отклонения происходят не только у больных, но и здоровых людей, и их называют поэтами.
   И, поскольку такая связь не только очевидна, но и напрашивается, потому как где же возникают стихи, как не в нашей собственной голове, то напрашивается и второй шаг - рассмотреть стихотворчество не как симптом, а как нейрофизиологический процесс, происходящий в коре головного мозга.
   И такое рассмотрение оказывается достаточно плодотворным, и, опять же, не я первый применяю такой подход [1].

   Деятельность мозга очень сложна и не полностью изучена, но имеющихся знаний достаточно, чтобы начертить некую схему, поясняющую суть поэтического творчества.
   Ухо является важным его инструментом - звуковые ощущения перерабатывается им и помещаются в первичную звуковую кору в виде нейронных кластеров, запоминающих услышанные акустические колебания. В какой конкретной форме, это не суть важно, главное то, что подобные отпечатки создают как отдельно произносимые слова, так и сложные грамматические обороты. Одновременно с повышением сложности речевых оборотов, происходит их осмысливание.
   Вся описанная работа происходит в зоне Вернике, у правшей (в дальнейшем будем говорить именно о них) зона Вернике находится в височной области, вблизи левого уха. В эту же самую зону поступает информация, ощущаемая противоположным ухом.

   Тут самое время поговорить о сущности работы нейронных кластеров. Нейронный кластер это не всегда компактное сообщество клеток, но это сообщество клеток, тесно связанных между собой аксонами.
   В коре головного мозга находится более 15-ти млрд. нейронов, как правило, у нейрона имеется только один аксон, но на конце своём аксон ветвится, имея возможность приводить в возбуждённое состояние десяток других нейронов.
   Аксон ветвится не только на своём конце, прямолинейные его участки чередуются с точками ветвления, в которых электрический импульс копируется и направляется по многим путям. [4]
   «Это означает, что каждый возбуждающий нейрон коры головного мозга через аксон осуществляет соединения примерно с 7000 различными нейронами, что возможно именно благодаря ветвлению и извилистости аксона, когда он изгибается и разделяется после каждого синаптического контакта, чтобы достичь новой цели».
   Большинство нейронов спят, то есть находятся в не возбуждённом состоянии и лишь изредка как бы подёргиваются, но человек своим мысленным усилием способен сосредоточить своё внимание на отдельном кластере, обдумывая ситуацию и пресекая продолжение своей мысли, если это продолжение не удовлетворяет его.

   Давайте, обсудим пример такого состояния.
   Автор (хоть он пока стихов не написал, но будем называть его этим словом) поссорился и даже разругался с близким (любимым) человеком, и переживает по этому поводу. В эмоциональном состоянии никакого специального волевого усилия не нужно, проблемный кластер прямо-таки горит от возбуждения, и шлет по аксонам сигналы бедствия - что-же делать, что же делать? Приняв этот сигнал, другой кластер (находящийся в долговременной памяти) зашевелился, и мысль автора перетекла на него. Одновременно эмоциональное состояние и адрес первого кластера запоминаются в кратковременной памяти (ОЗУ).
   Ответ «шевелящегося» кластер осознаётся, и возникает желание пойти в кухню и побить посуду, однако это желание автором пресекается, и он возвращается на первый кластер и вновь начинает обдумывать ситуацию - что же делать? Не удавиться же. Или просто подождать - завтра само собой рассосётся. Но как подождать? Горящий кластер затухать не желает. И остаётся два выхода (два дремлющих кластера), один осознаётся как решение перебить эмоциональную доминанту волевой - пойти и извиниться, или - выпить валерьянку. Валерьянка ослабит эмоцию и, по зрелому размышлению, эмоциональный кластер успокоится и начнёт искать более логичные решения.

   Обращаю ваше внимание на то, выбор того или другого продолжения мысли происходит случайно. Случайность заложена в самом нейрофизиологическом способе принятия решений - нейрон возбуждается при появлении в нём так называемого «потенциала действия», а потенциал действия возникает в той ситуации, когда в синаптической щели появляются медиаторы (молекулы адреналина, серотонина и другие), подчиняясь импульсам, пришедшим по аксонам, они порциями (по несколько тысяч молекул сразу), изливаются из аксона в синаптическую щель и раскрывают  натриевые каналы. Ионы натрия проникают внутрь нейрона и повышают потенциал его мембраны. Поскольку эти акты дробные, они могут совпадать, а могут и не совпадать между собой по времени, поэтому потенциал мембраны нейрона случайным образом в разных её частях не совсем предсказуемым образом колышится. Потенциал же действия появляется при превышении потенциала мембраны над некоторым пороговым уровнем (см.иллюстрацию).
   Количество медиаторов в синаптической щели хаотичным образом меняется - они поставляются аксонами, но вместе с этим идёт и обратный процесс - они возвращаются обратно, или под действием ферментов распадаются. Таким образом, в синаптический щели постоянно кипит своеобразная молекулярная жизнь. Если медиаторов много, то нейрон может возбудиться, а если их мало, то нет.
 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

   Пусть теперь наш автор превратится в читателя и воспринимает текст в письменном виде то есть, глазами. Как превращается текст в мысленно слышимые слова, это непонятно, но такой процесс точно происходит - если по какому-нибудь недоразумению читатель прочитает текст так: «домИк возлЕ дубА», то он воспримет этот текст как незнакомый иностранный язык и не поймет. А местом осмысления слов является зона Верника, и, следовательно, зрительно прочитанные слова поступили туда в искажённом виде. А если он прочтёт текст с правильными ударениями, то тогда он текст осмыслит, и в его воображении появится цельная зрительная картинка, на этой картинке, скорее всего, домик будет маленьким, а дуб могучим и большим. 

   Пусть теперь читатель воспринимает текст на слух. Текст совсем короткий, он состоит из одного слова - «луг».
   Услышав это слово и сличив его фонограмму, с уже имеющимися в первичной звуковой коре, он, по имеющемуся и ранее сформированному аксону осмысливает слово «луг» и, передавая по аксону возбуждение в правое полушарие, концентрирует своё внимание на кластере понятия «луг». Этот кластер включает в себя разные изображения и широких полей, и лужаек в лесу, но читатель выбирает средненькое и скромненькое - травка (поскольку, не сказано, что дело происходит зимой) и маки. Маки ему очень нравятся, и таким образом он не только представляет себе именно то, что сказано, но и домысливает зрительный образ. Причём, домысливает словами. Иногда читатели встраивают целую ответную галерею образов в ответ на слова автора.
   Между тем, он читает дальше - «Луг с репьями вдоль дороги». Это уже цельная фраза, и он помещает её фонограмму в кратковременную память, и осмысливает её как по отдельным словам, так и в целом. К осмысливанию сложных грамматических образований привлекается правое полушарие.
   Получающаяся зрительная картинка не нарушается придуманными маками, и читатель продолжает мысленно развивать её. А ведь этого соответствия могло и не случиться.

   Представим себе такой текст - «В комнату вошла девушка».
Представили себе девушку? Скромненькая такая, в длинном платье.
«она прошла к креслу и закинула ногу на ногу,». Ой, а платьице-то короткое, а ножки какие красивые, иначе зачем было их выставлять?
«так, что махры на джинсах приоткрыли босые ступни». Вот это фокус! Мы же совсем не так эту девушку себе представляли. Более того, вы заметили, что ногу на ногу она закинула, а в кресло не садилась? Чудеса акробатики!
      
   Вернёмся к макам на лугу. Если наш читатель-поэт имеет в уме «затравку» - фонограмму «Луг с репьями вдоль дороги», и картину воображаемого луга, то он, сосредоточив своё внимание на двух кластерах одновременно, и имея в виду, что рифму на «я» будет найти легко, он может (случайно, но с помощью такого сосредоточения), примыслить, соблюдая ритмику, - «разбитая колея», или продолжить поиски. Можно и сюжет какой-нибудь придумать, добавив третий кластер для размышлений. Например, про путника - «бого-избранный студент». Почему студент? Ну, потому что со словами «нехитрый инструмент» землемера рифмуется.
   Но всё же так, «от фонаря» стихи сочинять не стоит. Гораздо лучше процесс идёт, если внутри Вас присутствует сильный эмоциональный посыл, или возникла ситуация, которую нужно осознать и осмыслить, тогда Вам не надо будет прилагать усилий для концентрации внимания на основном сюжетном кластере. [3]
   Стихи лучше всего пишутся «от боли» (для себя), или от радостного настроения, которым хочется поделиться (для других). Мотивация к написанию стихов может быть разной, но суть процесса одна - с помощью направленного поиска ищем случайно возникающие из памяти слова, наиболее полно и точно передающие ту или иную жизненную ситуацию.
   Именно полнотой и точностью поэтическое осознание отличается от прозаического.   

   Каким образом автор концентрирует внимание сразу на нескольких кластерах, не вполне понятно, возможно, что он пускает в ход кратковременную память. Нейрофизиологи связывают кратковременную память с процессом зацикливания - нейрон начинает возбуждать самого себя непосредственно, или через цепочку других нейронов. Считается, что кратковременная память обычного человека может удерживать в себе до семи предъявленных ранее предметов одновременно. Знания эти распадаются очень быстро - через час человек забывает 1/2 того что знал, на следующий день помнит только треть вчерашнего дня.
   Долговременная же память имеет другую основу, её связывают с образованием специфичных белков, которые появляются в синаптической щели и усиливают чувствительность мембраны нейрона к воздействию медиаторов. Люди, которым в ходе эксперимента, перед началом обучения давали препараты, задерживающие образование белков, оказывались неспособными запоминать новую для них информацию, тогда как старой информацией, находящейся в их памяти, пользовались свободно.   

   Внутренне состояние и эмоции, испытываемые человеком во время творчества, отражаются на его лице, замечаются также признаки речевого говорения и артикуляции, поддерживаемой жестами. [2]
   За говорение и логическое зацепление слов дуг за друга, отвечает зона Брока, она находится в лобной части чуть слева. При её поражении человек теряют способность связно строить долгую речь, он говорит короткими связками слов, и стремится как можно более упростить своё высказывание.
   В процессе восприятия, понимания и воспроизведении речи весь мозг работает как единый механизм, слаженно и эффективно.

_____________
Отсылки:
1. http://stihi.ru/2010/06/01/6818  Физиология стихосложения Владимир Кошкин
2. Ананьев В.Н., Ананьева О.В. Зеркальные нейроны и гипноз как физиологический механизм акцептора результата действия функциональной системы академика П.К.Анохина
3. http://stihi.ru/2025/11/15/1621  Заметки о стихосложении.
4. https://knife.media/spike/  Марк Хамфрис «Скорость мысли»


Рецензии