Когда бы...

Когда бы солнце умирало сотни раз -
В сто тысяч солнц любовь светить бы стала миру.
О! Без любви под этим солнцем много сирых...
Про это знают очень многие из нас.

Над каждой рощею гуляет зов ветров,
Над каждой речкою красуются закаты...
И в чём восходы перед ночью виноваты,
Когда срывают с неба тёмного покров?

О!Голубеющая даль забытия!
В ней тонет взор, купаясь в солнечных протоках.
Любовь во все века не ведала порока...
Жаль, часто видят в ней мальчонку для битья.

18.12.2025

Краткий анализ стихотворения
Тема
Центральная тема — любовь как всеобъемлющая, светоносная сила, противостоящая тьме и угасанию. Параллельно раскрыты мотивы природной красоты (закаты, восходы, рощи, реки) и трагического непонимания любви обществом.
Основная мысль (идея)
Любовь обладает сверхчеловеческой мощью: она способна озарить мир «сто тысяч солнц», пережить космические циклы и остаться чистой вопреки людским предубеждениям. Природная гармония (восходы, закаты, ветры) подчёркивает величие любви, но люди часто недооценивают и «бьют» её, как беззащитного «мальчонку».
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф (12 строк):
1;я строфа — гиперболический образ любви как альтернативы угасающему солнцу; констатация нужды в любви.
2;я строфа — пейзажные образы, задающие вопрос о «вине» природных циклов (восходов перед ночью).
3;я строфа — образ «голубеющей дали забытия» и утверждение нравственной чистоты любви, контрастирующее с её несправедливым осуждением.
Тип речи
Рассуждение с элементами описания: лирический герой размышляет о природе любви, подкрепляя мысли пейзажными зарисовками.
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, восклицаниями и риторическими вопросами.
Средства связи предложений
лексические повторы («солнце»/«солнц», «любовь»);
анафора («Над каждой…» в двух строках);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции о природе);
риторические вопросы и восклицания;
семантические контрасты (свет/тьма, восход/ночь).
Средства выразительности
Гипербола: «В сто тысяч солнц любовь светить бы стала миру».
Метафоры: «гонцы наступившей весны» (переносное значение), «голубеющая даль забытия», «купаясь в солнечных протоках», «срывают с неба тёмного покров».
Эпитеты: «голубеющая даль», «солнечные протоки».
Олицетворение: «над каждой рощею гуляет зов ветров», «красуются закаты».
Сравнение/перифраз: «мальчонку для битья» (образ уязвимой, несправедливо обижаемой любви).
Риторические фигуры: восклицания («О!»), вопрос («И в чём восходы перед ночью виноваты…»).
Антитеза: свет солнца/тьма ночи; величие любви/её унижение.
Размер и рифма (дополнительно)
Размер: преимущественно ямб (с вариациями).
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) в первых двух строфах; в третьей — также перекрёстная.
Рифмы: мужские и женские, чередуются.
Настроение
Возвышенно;лирическое с нотами горечи: восторг перед силой любви соседствует с печалью от её непонимания.
Символика
Солнце — жизнь, энергия, вечность; его «умирание» контрастирует с неугасимостью любви.
Восходы/закаты — цикличность природы, невинность которой ставится под вопрос.
«Голубеющая даль» — образ забвения или трансцендентного пространства, где тонет взгляд, но остаётся свет любви.


Рецензии
Красиво и мудро.

Нафта Лин   18.12.2025 19:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое)
Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   19.12.2025 21:58   Заявить о нарушении