Макарьевские чтения в Свято-Никольском
На своём пути к Богу человек как бы проходит некоторые этапы:
1 этап.
Состояние морали, состояние раба ( вдруг нас Бог накажет).
Мир с чувственных позиций.
Человек крутится в своих делах, просит у Бога что-то сделать.
У человека много вопросов, он ищет старцев , он пытается понять Его волю о себе, быть ближе к священникам и святым местам.
Это жизнь внутри нашего «я», внутри собственной психики.
2 этап.
Состояние наёмника ( а вдруг нас Бог наградит, может в рай попадём, может прилетит что хорошее уважение или ещё что-то…)
Опыт исихии, как опыт выхода из психики и собственных мыслей.
Первичный опыт этого состояния, — это когда человек покаялся искренне от души , буквально вывернулся наружу .
Это опыт выхода из собственного ложного « я» из которого человек и оценивает этот мир , это « псевдо и квази я», это тот, кто принял на себя сознание всего человека.
Состояние исихии достигается рывком воли с большой решимостью.
Псалтирь — это опыт рывков к Богу, которые Давид смог записать и оформить.
Только так проявляется наша истинная воля, которая стремится Богу.
Через эти состояния ( потерянности, сосредоточения и рывка к Богу) человек не борется со страстями , а превосходит их в моменте по силе. Это происходит не совсем осознанно, просто попадая в новую реальность, человек уже видит , что что-то вдруг перестаёт его беспокоить.
Состояние истхии — это и есть молитва , в этот момент она молчаливая, без словесная , это просто устремление к Богу.
Вначале в состоянии исихии человек чувствует себя овцой, которая чувствует свою потерянность в огромном пространстве, куда он попадает и где нет ориентиров.
А потом уже червяком, потому что он скорее, вообще, уже ничего не чувствует, ему после очередного рывка очень легко, спокойно и тихо, словно он находится в правильном месте.
Тот мир — это мир воли, у духов воля неимоверной силы. Войти туда можно только со своей решимостью и волей. Направление в том мире — это только воля и стремление ( интенция) по отношению к Богу.
Воля — это посыл, это движение всей сущности человека. У нас очень рассеянная воля…, мы не можем молиться….Молитва без внимания и вникания в смысл слов, похожая на повторяющуюся мантру.
В состоянии истхии, человек понимает для чего нужна молитва: когда тупик, когда где-то заблудился…. Состояние исихии — это встреча с собственной беспомощностью, это фон для молитвы, человеку там не нужны слова, Бог видит сердце , а движение сердца скрыть невозможно.
Бог постоянно переживает наше пренебрежение Им…, потому что человек не знает Его лично и не имеет с Ним личных отношений.
Это Его трагическое состояние, Он человека видит и знает, как облупленного, а человек Его не знает…, а пытается разговаривать с Ним по книжкам, повторяя одно и то же.
Вторая стадия — это когда человек сам пытается предстать перед Богом.
3 стадия.
Уже ничего не надо, человек как ребёнок живёт с Богом, (лишь бы мама была рядом и больше ничего не надо).
Вроде бы это уже схима, но ………….
Просвещение — это не метафора, а знакомство со светом Христовым, как таковым
На этой стадии молитва — это не состояние — это уже пространство.
Царство Небесное — это пространство отношений с Богом.
Каковы наши отношения с Богом, в том месте мы и окажемся.
В этом пространстве человек знает волю Божью о себе , и каждому Бог должен свою волю явить, и никто вам эту волю не скажет.
Если нет отношений с Богом, то всё остальное не имеет значения.
У каждого человека свои отношения с Богом, они могут быть совсем непростыми, но страшно, когда совсем нет отношений . С Богом нужно быть предельно искренним.
На этом этапе у человека радостный дух, человеку всё ясно, мир становится прозрачным . Появляется жалость и милость к другим , приходит понимание, что мы все в одной лодке.
Нравственность( по отцам) это пребывание на каком-то этапе в каком-то состоянии. Кто-то может рвануть и где-то оказаться , но дело в том, что он выпадывает из этого состояния и оказывается в своём прежнем… А вот как удержаться…?
Искренность, решимость и чистота сердца , если Бог это видит, Он начинает помогать.
Воля Бога на этом этапе ощущается, как дыхание жизни.
Человек начинает видеть, как глаз Бога, то есть, ка родитель видеть неразумное дитя . Это жалость , но абсолютное отсутствие своего давления ( Бог не попирает человеческой свободы , и в человеке рождается понимание этого.
Когда человек знакомится с Богом, Как с милующим существом, исчезает как бы « я» человека. Нас для нас самих нет, это иллюзия, мы есть только для Бога…
Человек присвоил Божью жизнь, присвоил самого себя и это выдал за своё.
В третьем состоянии есть только Бог и мы во Христе. Это когда человек с Богом оказывается в одном пространстве в одном отношении.
Можно сказать, что это всё — стержень спасения ( отношения — стержень).
Когда человек крестится, причащается Бога, Он даёт ему благодать даром и человек пребывает словно в раю. Эта благодать даётся для внутреннего рывка к Богу… Но человек так устроен, что он , данные ему силы обращает на внешнее, пытается других обратить к Богу, показать, что я мол верующий, а вы — неизвестно кто.
Мы добро делать не можем…, вся наша природа противится этому.
Противление страстям — это чудо, осознание страстей — это тоже чудо, но побороть их можно только покаянным рывком к Богу.
Господь дал Моисею скрижали, написанные Его перстом, а Моисей долбанул скрижали, и Господь сказал, вот бери зубило и сам пиши.
Поэтому Он видит все усилия и каждую слезинку.
Свидетельство о публикации №125121802486