28 декабря

Двадцать восьмого декабря
В холодном "Англетере",
Куда поэт приехал зря,
Стучались долго в двери.

Никто на стук не отвечал,
И тишина пугала.
Такой трагический финал
Страна не ожидала.

Никто не верил, но хотел
Понять, что там случилось.
Жаль, множество подобных дел
Раскрыть не получилось.

Страна скорбела. От невзгод
Не спрятаться, не скрыться.
Любил Есенина народ
Печалилась столица.


По официальной версии в ночь на 28 декабря поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством в Ленинграде в гостинице «Англетер».

30 декабря 1925 года в главной советской газете «Правда» критик Лежнёв писал: «…Есенина знали и любили десятки тысяч читателей. Вряд ли кого-то из поэтов наших дней так читали и любили, как Есенина!»

Илья Эренбург той же зимой в Париже завершает статью в память о нём: «Одного у Есенина уже никто отнять не сможет — любви современников, любви, на которой сходились все: поэты и красноармейцы, профессора и рабфаковцы. Его любила революция, и его любила Россия».

О поэте написали сразу в сотне-другой советских газет.
О нём писали в Париже, в Белграде, в Берлине, в Будапеште, в Варшаве, в Лондоне, в Праге, в Риме, в Риге, в Токио, в десятках городов по всему миру — и вовсе не только разъехавшиеся по ним русские, но и представители многих и многих народов, успевшие прочесть и полюбить его стихи, переведённые к тому моменту уже на 17 языков.

Вдруг выяснилось, что любовь в России к нему — общенародная, а известность — уже мировая. О нём писали люди всех вероисповеданий и всех социальных слоёв.

Трагично, что Лев Сосновский — бывший редактор «Красной газеты», «Гудка» и «Бедноты», критиковавший стихи Сергея Есенина, был арестован
23 октября 1936 года и 3 июля 1937-го по обвинению во вредительстве и участии в террористической троцкистской организации расстрелян. Тревожное было время.

На Ваганьковском кладбище в Москве, где похоронен Сергей Есенин, в изголовье у поэта — Галина Бениславская. Рядом — мать Татьяна Фёдоровна Есенина. Неподалёку — Ширяевец, любимейший товарищ и крестьянский собрат.
Там же, на Ваганьковском — Городецкий, первым встретивший Есенина в Петрограде, в самом начале пути. Чагин — хранитель и друг, лучший из большевиков, ни разу не предавший его памяти, занимавшийся выпуском сборников Есенина, когда большинство литературных друзей об этом и не думали. Рюрик Ивнев — не последний человек для Есенина, написавший о нём пьесу, роман и добрый том воспоминаний. И женщины, в которых Есенин, как ему казалось, так нуждался и которые не откликнулись: Лидия Кашина и Августа Миклашевская. Сестра Катя на Ваганьковском похоронена, и сестра Шура, его тихий ангел, — тоже там.


Рецензии