18 дек. Преподобный Савва Освященный, игумен

Глас от пустыни Иорданской и всех лавр восточных

Не мирским чином,но Духа Святаго благодатию
Первый устав иерусалимский составивый–
Савво,преподобне отче, освященный и пустынножителю досточудный!
Ты,отроком в монастырь вшедший и в пещере пятилетие затворившийся,
Великую Лавру у Мертвого моря воздвигший,
В лике преподобных дивным чудотворцем и наставником монашествующим просиял еси!
Внемлите,иноки, о Савве –
Воспитаннике Евфимия Великого,основателе лавр,
Огненный столп,церковь в пещере указавшем!

I. Детство и начало иноческого пути

1. Чадо военачальника Каппадокийского

   В V-м веке,в семье Иоанна и Софии, благочестивых,
   В Каппадокии рожденный.
   Отец,в Александрию отъезжая, его дяде поручи,
   Дабы отрок в граде остался.

2. Поступление в монастырь

   Осьми лет от роду,в обитель святой Флавианы поступи,
   Грамоте и Священному Писанию быстро научився.
   Родители же,в мир вернути и брак прияти убеждающе,
   Тщетно трудишася:сердце его уже Богу принадлежаше.

3. Монашеский постриг

   Семнадцати лет постриг монашеский прияв,
   В посте и молитве стяжа дары чудотворения.
   Десять лет в обители той пребыв,
   В Иерусалим святый отправися.

II. Воспитание у великих старцев

1. Встреча с Евфимием Великим

   К преподобному Евфимию в пустыню прииде,
   Но тот,провидя его путь, к авве Феоктисту направи,
   В обитель со строгим общежительным уставом.
   Там Савва в послушании до тридцати лет пребывал.

2. Затвор в пещере

   По смерти Феоктиста,благословение на затвор прияв,
   В пещере вселился,лишь в субботу в обитель исходя.
   Потом же и сего разрешиша,
   И пять лет в пещере безвыходно подвизался.

3. Ученик в пустыне с Евфимием

   Преподобный Евфимий,видя возрастание его духовное,
   Брал с собою в пустыню Рув,близ моря Мертваго.
   «Отроком-старцем»его нарекал,
   Высшим добродетелям иноческим научая.

III. Основание Великой Лавры

1. Уход после кончины учителя

   Егда же Евфимий ко Господу отиде(† 473),
   Савва от Лавры удалился,
   В пещеру близ обители Герасима Иорданскаго вселился.

2. Собрание учеников и чудо

   К нему же ученицы,ищущии безмолвнаго жития, стекатися начаша.
   И так возникла Лавра Великая.
   Огненный же столп свыше указа,
   Дабы в пещере церковь устроили.

3. Чудеса и благодать

   Источник водный среди Лавры забил,
   В засуху дождь обильный низпослал,
   Бесныя и недужныя молитвою исцелял.
   Благодать Божия обильно на месте том почивала.

IV. Устроение обителей и литургическое наследие

1. Основание иных монастырей

   Не едину Лавру,но и иныя обители устрои,
   Дабы мнози в них спасалися.
   Палестина же иноками,яко пчелами, наполнися.

2. Создание Иерусалимскаго устава

   Премудростию духовною первый устав служб церковных состави,
   «Иерусалимским»именуемый.
   Сей устав всеми палестинскими монастырями восприят бысть,
   И доныне в Церкви употребляется.

V. Блаженная кончина и наследие

1. Преставление ко Господу

   В лето 532-е,в старости маститей,
   С миром дух свой Господу предаде,
   Оставив после себя лавры,устав и память святую.

2. Нетленное почитание

   Мощи же его,яко сокровище, в основанной им Лавре почивают,
   И молитвенная помощь его инокам и мирянам не оскудевает.
   Он– столп пустынножительства и учитель иноческаго чина.

Молитва преподобному Савве Освященному

О, преподобне отче Савво, освященный игумене, пустынножителю и чудотворче!
Ты,от юности Богу себя отдавый и устав церковный нам даровавый,
Молися ко Господу,
Да и нам ревность твою о безмолвии и послушании подаст,
Любовь к уставу церковному и благоговение к службе Божией,
Терпение в трудах и искушениях пустынных.
Ты,огненным столпом церковь в пещере указавый,
Научи нас разумети знамения воли Божией.
Ты,источник в сухой земле источивый,
Напои души наша водами веры и благодати.
Да,твоим предстательством окормляеми,
Сподобимся и мы Царствия Небеснаго,
Идеже ты со всеми преподобными отцами пустынными
Предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы,славимой во веки!
Аминь!

Заключительное слово

Глас от всех лавр и монастырей:

«Кто с верою призовет Савву преподобнаго–
Тот обрящет помощь в изучении устава и церковнаго пения,
Кто в безводной пустыне житейской помощи его попросит–
Той получит утешение и укрепление.
Ибо не оскудевает предстательство дивнаго освященнаго,
Огненный столп видевшаго,
О всех иноках и о всех,в послушании Церкви и уставу живущих!»


Рецензии