К МОРЮ
А. Пушкин
Я поеду к морю
осенью веселой,
так в далекий город
катят новоселы.
Сяду без билета,
растянусь на полке –
замелькают лица,
станции, проселки…
Грянет хор небесный,
заскрежещут зубы.
Мне не будет страшно,
сгиньте, душегубы.
Я не ваша память.
Я не ваша смена.
У меня другая
тыловая тема.
Тьма вокруг сгустится
Желто-невесомо.
Дунет ветер кроткий,
полетит солома.
Ночью в лунном свете
забренчит посуда.
Слышать эти звуки
для умерших чудо.
И не только слышать –
считывать движенье
гад морских во мраке,
солнца притяженье,
пряный запах плоти
путников в вагоне.
Счастье, просто счастье
помнить – мир огромен.
Он, как лед осенний,
тонок и прозрачен.
Путь беспечной жизни
На земле утрачен.
Я поеду к морю –
маята повсюду,
буду ночью слушать
как луна посуду
сквозь вагонный морок
натирает воском.
Время обживаться
в новом в мире плоском.
Здесь душе любую
нарисуют сказку –
перышком жар-птицы
детскую раскраску:
небо в изумрудах,
дрема в райской роще,
Быт в стране бесплотной
обустроен проще,
но родное тело
кто живописует?
Человек-рисунок
по нему тоскует.
Хочет он за руки
взяться в хороводе,
хочет он лелеять
ноги на природе,
туловищем хочет
просолиться в море,
горло надрывая
криком на просторе.
Только нет природы,
моря и просторов –
лишь одни обмылки
мысленных узоров.
Памятные глюки
глиняной эпохи.
Все, что остается:
выдохи и вдохи.
Как ни упирайся,
жизненная тяга
превратится в нолик
в плоском мире блага.
Все ж небезутешна
человечья доля –
есть на свете счастье:
творчество и воля.
В балке Ушакова
будет свет короткий.
Я поеду к морю
в жестяной коробке.
На кургане славном
дети-ребятушки
соберутся утром
у чугунной пушки.
Пироги разложат
горкой на лафете.
Радость вам пророчу,
дети мои, дети.
Вспомните скворечник
на коньке амбара,
липу вековую
в отсветах пожара,
толстые сугробы,
рвущиеся нити,
на Труда тринадцать –
дом наш помяните.
На бумажных фото
вся его природа.
Библия в картинках
детского извода.
Жизнь родного дома
схожа до смешного
с жизнью стихотворца,
Как два стертых слова.
День свое назначит –
будет чем заняться,
надо напоследок
вдоволь намолчаться,
первобытной далью
всласть налюбоваться -
надо на закате
в море искупаться.
С каменного пирса
взбудоражить воды.
Будут все открыты
выходы и входы -
настежь. Я приехал.
Принимайте роды.
Свидетельство о публикации №125121703893
(Заметки о стихотворении у окошка)
Начинается, как и положено великому прощанию, — с Пушкина. «Прощай же, море!» — и сердце уже готово к взлёту, к вольному парению над бездной. Но следующая же строка обрывает полёт: «Я поеду к море осенью веселой, / так в далёкий город катят новоселы». Не парение, а переезд. Не восторг, а будничная дорожная тоска. И сразу понимаешь, что это прощание иное — не романтика навсегда уплывающего паруса, а последняя, на этот раз уже бесповоротная поездка. И поездка эта — в жестяной коробке.
Кажется, будто сам воздух стихотворения соткан из противоречий, которые и есть главная правда. Автор ведёт нас за собой в этот путь двумя путями одновременно. Первый — мнимый, памятью и тоской: вот он, живой, растянулся на полке, ловит мелькание лиц и станций, слышит бренчание посуды в ночном вагоне, чувствует «пряный запах плоти» попутчиков. Это «тихое великолепие» земного бытия, где счастье — просто помнить, что «мир огромен». Мир, который «тонок и прозрачен», как осенний лёд, и так же хрупок. Это гимн плоти, которую хочет лелеять, которой хочет «просолиться в море», чтобы кожей впитать в себя крик на просторе, ветер, солёные брызги.
Но параллельно, как на второй коле́е, движется другая реальность — плоская, бесплотная, нарисованная «перышком жар-птицы» как утешительная сказка. «Страна бесплотная». И здесь — главная боль и главная мысль. В этой нарисованной стране всё «обустроен проще», но там нет главного: самого тела. «Но родное тело кто живописует?» — звучит как крик. Человек-рисунок тоскует по своему оставленному воплощению. И что ему райские кущи, если он не может взяться за руки в хороводе? Вся посмертная участь оказывается скудной, неочевидно ущербной по сравнению с грубой, шершавой, пахнущей полкой и полынью радостью земного пути. Остаются лишь «обмылки мысленных узоров», «памятные глюки глиняной эпохи». И тяжкий итог: «Все, что остается: выдохи и вдохи».
И вот этот спор души с её же бесплотностью разрешается жестко и просто — возвращением в материю. Не на небеса, а в морскую воду. Поездка из метафоры превращается в сухую инструкцию к последнему жесту: «В балке Ушакова... Я поеду к морю в жестяной коробке». Жесть — вот он, совершенный анти-символ вечности. Она не распадается, как дерево, не торжественна, как мрамор. Она практична, дешева, звонка и в конечном счёте — безлика. В ней — вся правда об обнажённости смерти, с которой сняли все покровы, даже покров поэтичности.
А потом — Малахов курган. И здесь частное, семейное горе прикасается к большому историческому горю, к памяти народа. И на лафете чугунной пушки, отлитой для защиты и смерти, вырастает горка пирогов — главный памятник жизни, продолжению рода, домашнему очагу. Пирог на лафете — может ли быть более ёмкий и пронзительный образ связи времен, где одно поддерживает другое? И дальше — череда самых дорогих, выстраданных воспоминаний, которые и есть та самая «тыловая тема» героя: скворечник, вековая липа, дом на Труда, тринадцать. Вся «природа» этого дома теперь лишь «на бумажных фото». И жизнь его «схожа до смешного с жизнью стихотворца, как два стёртых слова». Всё проходит, всё стирается — и только слово, творение, может задержать исчезновение, сделать его хоть немного обратимым.
Финал оборачивает всё наизнанку. «Надо на закате в море искупаться» — это ведь не о детях. Это о нём, о прахе в коробке. И последняя команда-молитва-исповедь: «Принимайте роды». Смерть как обратные роды. Не уход в небытие, а возвращение в стихию, в великую материнскую утробу мира. Страшное, болезненное рождение наоборот, где итог — не первый крик, а последнее молчание, растворение. Но в этом акте — отчаянная воля и последнее слияние с тем самым «огромным миром», от которого так не хотелось отрываться.
Стихотворение это — не элегия, а спор. Спор с вечностью о преимуществе мгновения. С небом — о преимуществе моря. С душой — о преимуществе тела. И страшная, берущая за горло правда его в том, что, кажется, победа в этом споре остаётся за телом, за плотью, за памятью о ней. За жестяной коробкой, летящей в воду. За пирогом на лафете. За скворечником, который уже исчез, но навсегда врезался в зрение. Вот и всё небезутешное, но возможное земное утешение" Николай Дерпенников.
Андрей Антонов 17.12.2025 13:04 Заявить о нарушении