Юрий Лорес. Поминки по арлекину. I действие
Поминки по Арлекину.
Пьеса
1977-1979
ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА К ДРУГУ
Я прошу тебя только об одном. Не верь мне. Именно потому, что я говорю правду - не верь.
Нет ничего лживей чрезмерной честности. Она преступна, как свеча, продолжающая гореть
после бала, когда все огни погашены.
Я все перепутал. От происходящего наяву - просыпаюсь и не нахожу людей и предметов,
окружавших меня.
Они исчезают, а повторяющиеся сны оказываются буднями и продолжаются бесконечно.
И он пришел. Он провел день среди нас. И я принял участие в его судьбе. Я погубил его...
Я не мог иначе. Он не мог иначе. С ним не могло быть иначе, ведь он всего лишь Арлекин -
маска, условность.
Но теперь, когда человек становится условностью, разве условность не может стать человеком?
И кровь его на мне, на руках моих, на моей душе.
Это не поэма и не пьеса. Это исповедь убийцы, пришедшего на поминки жертвы.
Место действия: Театр
Время действия: Всегда
Жанр: Трагедия без действующих лиц
Эпиграф:
А мы - что мы на этой тризне?
Что можем знать, чему помочь?
Пускай хоть смерть понятней жизни,
Хоть погребальный факел - в ночь.
Александр Блок
Действие I. Утро
1. Монолог первого актера
Почтеннейшая публика, позвольте
Вам предложить участвовать в игре.
Поскольку нас связало очень тесно
Единство Времени и Места,
Пора открыто изъявить Вам Волю
И действовать то в Пользу, то во Вред.
Не надоело ли Вам быть Балластом,
Который гасит молнии, как свечи,
И не влияет на события на сцене?
Вы подскажите - мы тотчас изменим
Сюжет. Что было смутным - станет ясным,
Там, где была разлука - будет встреча.
Мы просим Вас, Почтеннейшая Публика,
Сыграем вместе эту пьесу!
Пусть самого себя представит каждый,
И что-нибудь изменится. Или все будет также?
Проверим. Все равно билеты куплены,
А что случится дальше - неизвестно.
2. Монолог второго актера
Вот Вам Игра, достойная, доступная,
Вполне пристойная, хотя преступная.
Где каждый выигрыш к проигрышу ведет.
А правило - отсутствие в ней правил.
Играйте все! Покуда Бог Вас не избавил,
Покуда Суд не предъявил Вам счет.
Вот Вам игра, а в сущности - дешевка.
Всего две ставки, на орла и на решетку.
А в Банке тридцать новеньких монет -
Цена души, поставленной на карту.
Решает все единственная партия,
В которой шулеров, конечно, нет.
Вот Вам Игра, где каждый ход проверен
От Рождества до самой Высшей Меры,
Игра, где невозможно победить,
Отрезок от рождения до вышки.
Чтоб умереть, сначала надо выжить.
А есть ли смысл в этом слове "жить"?
Вот Вам Игра: найдите Арлекина,
Схватите Арлекина,
Убейте Арлекина.
На чьих глазах содеяно убийство -
Убийца тоже.
Вот Вам Игра!
3. Монолог третьего актера
Договоримся: это будет пьеса,
Где каждый прав, но знает свой шесток.
Пора начать. Займите Ваше место.
Театр плох, а режиссер жесток.
Не упадите в яму для оркестра!
Захлопнут занавес как две полы халата.
Раздвинуть занавес - предельно обнажиться.
Вы ужин перепутали с наживкой,
Вы заплатили там, где вход бесплатный.
Не угодите в ложу по ошибке!
Герой окажется смешно и несуразен.
Кому-то по душе, кому-то в пику.
Отреагируйте шипением и криком.
Театр плох, а режиссер ужасен.
Не уходите - лишняя улика!
Вам скучно? Значит, Вас хотели выгнать.
Останьтесь доказать свою лояльность
И автору его негениальность,
К которой, если сможете привыкнуть...
Но какова его национальность?
Героем этой пьесы будет маска,
Не человек, а маска Арлекина.
Он явится затем, чтоб Вас покинуть
И, что бы им не делалось - напрасно.
Зато в итоге будет тихо и прекрасно!
Начнем. На сцену мягкую подсветку
И ряд зеркал, то выпуклых, то вогнутых.
Таблетку, ветку, клетку, сетку...
Вот сцена первая: окна, ночь, комната.
4. Монолог в комнате
Ночь. Комната. Окно.
Вдали поет бубенчик.
Откуда? Не поймешь. Возможно, это дождь.
Возможно, звон цепи.
И лунный свет, как снег,
Упал тебе на плечи.
А ты, конечно, спишь,
Не слышишь капель с крыш
И цоканья копыт.
А я иду к окну
Со свечкой - сигаретой.
Конечно, это сон.
Конечно, это он -
И ослик и возок.
Он, в радужный костюм
Из лоскутов одетый,
С раскрашенным лицом,
За осликом пешком
Шагает на восток.
Шагает не спеша
С гитарою под мышкой
И, судя по всему,
Не очень-то грустит.
Скрипит его возок,
У ослика одышка,
Ты спишь,
А мне как быть?
Ему не объяснить,
Что сбился он с пути.
5. Диалог в комнате.
"Что ты бродишь всю ночь? Что ты смотришь в окно?
Словно нету иного дела...
Посмотри, как бело мое тело
И тебя ждет давно."
-Заплутал, заплутал, заблудился вконец
И вошел в этот город, в эту машину...
Он идет своим шагом пружинным,
Он, бездомный актер и певец.
"Я не сплю, не спала. Все ты плачешь о ком-то.
Я не слышала скрипа колес,
И ни капли дождя, лишь поток твоих слез.
За кого ты так молишься громко?"
-Он пришел в этот ад, беззащитен, как детство.
Что-то станется с ним?
Лишь увидит он жертвенный дым,
В тот же миг остановится сердце.
"Успокойся. О ком ты? Подойди, обниму,
Поцелую лицо горячее.
Разве может быть там настоящее
За окном? Это нам ни к чему!
Видишь лунный свет на плечах, в волосах?
Мы одни. Что еще нам надо?
Но каким-то нездешним взглядом
Ты глядишь - и огонь в глазах!
Кто там? Что там? Ответь, любимый"
-Все на круги своя... на свои круги...
"Кто он, невидимый для других?
Твоя фантазия? Как его имя?
Имя, имя его назови!"
-Имя?.. "Имя его назови..."
6. Песня Арлекина
Беги, дружок! Кати возок!
На сцене все готово.
Самонадеянный восток
Считает, что горит зарею новой.
Какой-то город на пути,
Наверное, столичный.
Клубок дорог - не обойти.
И он себя считает необычным?
Иду по улицам его,
Предутренним, безлюдным.
Наверно, нет в нем никого,
А если кто-то есть - спит беспробудно.
Весь город в краске. На лице
Зачем так много грима?
Он мнит, что в золото венце,
Как будто третий призрак Рима.
Свернулась улица кольцом.
Я узнаю за шагом шаг.
Какое у него лицо,
А стало быть - душа.
7. Монолог первого актера
Когда врывалось утро в этот город,
Он приходил в отчаянье.
Оно росло и принимало
Вид уродливой его каморки,
А город превращался в змея:
Сто огнедышащих голов
И хвост, которым поднимался дымом
Над чешуей асфальтовой.
Но самым страшным были лапы.
Они тянулись, пролезали в щели,
Гнались по улицам за теми,
Кто хотел бежать из плена.
Так прикасались и к нему,
Настойчиво и грубо.
А он жалел какого-то бродягу,
Которого считал он Арлекином.
8. Монолог в комнате
Бежать из комнаты прокуренной, пропетой,
Где каждый угол добр - на улицу, в петлю?
Там мой герой, прижатый к парапету,
Не замечает, что в него плюют
Из окон, из дверей, из подворотен -
Беззубы рты и пена на губах.
Ход колеса, увы, бесповоротен.
Язык могуч, но речь на нем груба.
Всемирный сбор, вселенская побудка,
Всесильный демон флирта и вина.
Ура! Мы скоро выдадим по будке
Всем, у кого нет своего окна!
Бежать, бежать - не позабыть бы пропуск
На вахту славного великого труда!
Одно окно прорублено в Европу,
Другое, грешное - неведомо куда.
Из окон, из дверей, из подворотен
Спешат, проходят мимо Арлекина.
А он стоит, он слишком беззаботен.
Не замечают - мало ли кретинов!
9. Монолог второго актера
Толпа, идущая в метро,
Какая пища для сравнений!
Вот если б им держать равненье
И левой - топ!
И левой - топ!
И раздается рев команд,
Самозабвенный, вдохновенный.
Толпа идет под барабан
И левой - топ!
И левой - топ!
Причесаны в один момент
У всех и волосы и мысли.
До двух перебирают числа
И левой - топ!
И левой - топ!
Цель показалась впереди:
Людишки на краю обрыва.
И вот дана команда: "Пли!"
И левой - топ!
И левой - топ!
Толпа, идущая в метро,
Какая пища для сравнений!
Вот если б им держать
равненье...
10. Монолог первого актера
Утро не было утром.
Утро было сигналом,
Сигналом к началу движенья -
Лишь так оно воспринималось.
Утро было точкой, где начинался круг,
Утро было точкой, где замыкался круг.
Ему становилось страшно,
Ему становилось жутко.
С улицы шум доносился,
Себя величавший жизнью.
А он, затыкая уши,
Считал его шумом смерти.
11. Из проповеди Атеиста
Однажды Господь-Бог призвал к себе Каина и спросил:
-Каин, не хочешь ли ты убить брата своего Авеля?
-О, да, Господи, очень хочу! - ответил Каин.
-А не боишься ли ты кары моей?
-Боюсь, Господи! Ко что кара твоя по сравнению с тем, что я уже
никогда не увижу брата своего!
-Молодец, Каин! - сказал Бог. Я не ошибся в тебе. Ты настоящий
мужчина. Иди, убей Авеля. Но не удивляйся, когда я призову тебя и
скажу: "Каин, где брат твой?"
12. Песня Арлекина
Сегодня я играю роль,
Какую мне захочется,
И очень увлечен игрой,
И очень увлечен игрой,
Как жаль, что пьеса кончится.
Хочу характеры менять,
Я не простой, я разный.
И никогда вам не понять,
И ни за что вам не понять,
Какой я там под маской.
Я вам сыграю подлеца,
И простака, и мудреца,
А вы мне подыграете.
А что до моего лица,
А что до моего лица -
Его вы не узнаете.
Уже мгновение спустя
Потру ладони грязные
И буду вам играть себя
И буду вам играть себя
Во всем многообразии.
13. Хор паяцев (реплики толпы)
-Неплохо бы пива,
Вчера перебрали...
-Все, кажется, было...
-Ах, старая песня!..
-Машину продали
И дачу спустили...
-Я джинсы достала!
-За сколько? -За двести!
-А я все ждала его...
-Дождь обещали?
-Я в Сочи обычно...
-Разлили по двести...
-Вы долго стояли?
-На вашем бы месте...
-Простите... купила...
-Он денег... в конверте...
-Нажрался - убила б!..
-Белье?!! сорок метров...
-Продал?.. пей настойку!..
-Почем?.. "Правду"... сколько?..
14. Хор паяцев
Поверьте нам: такое счастье
Не выпадать из общей массы,
Со всеми вместе мчаться, мчаться -
Вот что воистину прекрасно!
Поверьте, это наслажденье
Вливаться в общее движенье,
Лишь в этом самоутвержденье
И делу верному служенье.
Один как все, все как один -
Вот наших душ порыв единый!
Наш авангард, вперед веди нас!
Такой союза непобедим!
15. Монолог Режиссера
Я в пьесе знаю, что почем:
Почем купить, почем продать,
Где можно взять, где нужно дать.
Хозяин я, вы - ни при чем.
Там отвяжу, здесь привяжу.
Страна - театр, а я король.
Любой актер играет роль
Лишь так, как я ему скажу.
Актеры - свита короля.
А вы - подвластный мне народ.
И никогда - наоборот,
Покуда вертится Земля.
Цель у меня. У вас нет цели,
Есть только на билеты цены.
Галерка, ложа или партер -
Прошу платить за вход в театр!
Учтите, что не в мой карман.
У нас есть касса и финплан.
В вас вожделение и страх,
И вы - рабы, а я - монарх.
И если я вам предложу
Принять участие в игре,
На сцену выйти приглашу -
Не надо думать, прост секрет.
Я в пьесе знаю, что почем,
Где нужно дать, где можно взять,
Что замолчать, а что сказать.
Хозяин я, вы ни при чем.
Прошу на сцену, выход ваш -
Спасти одних, убить других.
Здесь судят ваших дорогих,
И сразу казнь. Где выход ваш?
Вы остаетесь на местах.
Я вас вознес, я вас поверг.
Я раздаю и плач, и смех
И удовольствия и страх.
Я в пьесе знаю, что почем,
Почем купить, почем продать,
Что взять у вас, что вам отдать -
Хозяин я, вы ни при чем.
16. Песня Арлекина
Вот сцена. Досок скрип
И свет едва дрожащий.
Не забывайте грим,
Лица не обнажайте.
Что вам плевок судьбы,
Удар, синяк под глазом.
И грязь в лицо? А вы, а вы, а вы
Смеетесь из-под маски.
Все это можно смыть
В уборной вместе с гримом.
Любой плевок судьбы
По маске - значит, мимо.
Лицо - одни глаза,
Все остальное - краска.
Смелей входите в зал, входите в зал,
Но не забудьте маску.
17. Монолог Человека в Черном
Ему позволили стать богом.
Могли бы и пораньше вздернуть.
Он мог бы умереть в дороге
И не кормить нас этим вздором.
В конце концов, чего он хочет?
Чтобы его послали к черту?
В конце концов, могла покончить
С ним его маменька абортом.
И прежде было на дорогах
Не так уж мало проходимцев.
Ему позволили стать богом,
Хотя могли нанять убийцу.
Хотя могли бы, как бродягу,
Арестовать его и выслать,
Ему позволили, бедняге,
И проповедовать и мыслить.
И он и рад себя Мессией
Назвать без страха и упрека,
И умереть сумел красиво:
Ему позволили стать богом.
А он и рад воскликнуть: "Отче!"
Как будто Бог ответит: "Сыне!"
Вот так! А с ним могли покончить
Любым из средств известных ныне.
18. Монолог второго актера
По улицам кривым, по переулкам,
Там, где на мостовых есть и твои следы,
Шагает Арлекин, он вышел на прогулку.
Иди за ним, иди! Следи за ним, следи!
Не то еще, гляди, начнет ломать спектакль:
На сцене будешь ты, а в зале будет он.
Освищут, оплюют и осмеют, не так ли?
Потом еще посмей не выйти на поклон!
Шагает Арлекин, он вышел на прогулку.
Иди за ним, иди! Следи за ним, следи!
Не то еще, гляди, начнет ломать спектакль:
На сцене будешь ты, а в зале будет он.
Освищут, оплюют и осмеют, не так ли?
Потом еще посмей не выйти на поклон!
Шагает Арлекин? Лицо под маской прячет
Какой-нибудь актер. Видали наглеца?
Он потому фальшив, что нету настоящих.
Неужто у него под маской нет лица?
Ты догони его, стрельни на папиросы.
Он должен пострадать, но не от рук твоих.
Запоминай его и торопись с доносом.
Там знают что к чему, там точно бьют поддых.
Тогда и роль свою ты доиграешь в зале,
Лишь приготовь ему помои и плевки.
Иди за ним, иди. Подкрадывайся сзади,
Чтоб по твоим камням не шлялся Арлекин.
Какой-нибудь актер лицо под маской прячет.
Там знают, что к чему, там скрутят подлеца.
Он потому фальшив, что нету настоящих,
Там маску сдернут вмиг... под маской нет лица!
19. Монолог в комнате
Сидеть и в тишине к шагам прислушиваться,
Как будто кто-нибудь придет ко мне,
В жилище неоформленных камней -
Лишь птица на крыле зарю несущая.
Не существует ни надежды, ни любви,
Продать бы веру! Где ты, покупатель?
И в такт шагам я шевелю губами:
"Господь, спаси, молю тебя спаси!"
Свидетельство о публикации №125121703271