Гуманизация. Небо мирное
Свидетельствование гуманного человека о расчеловечивании — это не обвинение и не проповедь. Это акт внутренней честности и ответственности перед жизнью.
Гуманный человек свидетельствует не против кого-то, а за человека, даже когда защищает, освобождает..
Что он свидетельствует.
Он называет вещи своими именами.
Расчеловечивание — это момент, когда человек перестаёт видеть в другом живую личность, а видит функцию, массу, средство, угрозу, объект. Гуманный свидетель говорит «Здесь человек перестал быть человеком — и это опасно». Он свидетельствует из опыта, а не из теории. Он видел, как холод, унижение, насилие, цинизм, идеологии или одностороннее удобство убивают живое в людях.. Его слова не абстрактны — в них память боли, утрат и утраченной теплоты. Он свидетельствует даже тогда, когда это невыгодно. Потому что молчание, во времена расчеловечивания — это его тихое продолжение. Гуманный человек понимает «если я промолчу, я стану частью этого процесса.»
Как гуманный человек это делает.. Без ненависти. Он не упивается правотой. Он знает, что расчеловечивание заражает всех, и жертву, и палача. Гуманизация через напоминание о живом.. Он возвращает разговор к простым вещам, к страху, уязвимости, детству, боли, способности чувствовать. Он словно говорит «Посмотри — перед тобой не роль, не ярлык, а живой человек». Через собственный пример. Его жизнь — часть Свидетельства. Его способность не ожесточиться, не обесценить, не упростить — уже масштабный протест против расчеловечивания..
В чём суть его позиции.
Гуманный человек свидетельствует, что расчеловечивание не начинается с жестокости — оно начинается с равнодушия, зло чаще всего выглядит как «нормальность» и «так принято», сохранение Человечности — это не слабость, а мужество..
Почему это важно.
Потому что, расчеловечивание пытается насилие оправдывать. А свидетельствование гуманного человека — это гуманное обнаружение расчеловечивания, ради мирного сосуществования..
И, пожалуй, самое главное его свидетельство звучит так тихо (не принуждённо), что его легко не услышать,«Человек — не расходный материал. Ни при каких обстоятельствах».
Где и когда рождается такое свидетельствование.
Свидетельствование гуманного человека не начинается на трибуне и не оформляется заранее. Оно, рождается в точке внутреннего выбора — в тот момент, в пришедшие времена когда проще отвернуться, упростить, согласиться с ходом вещей, но гуманный человек остаётся внимательным. Это всегда тихий (внутренний, ответственный) жест, не пройти мимо унижения, мимо попыток оправдать жестокость удобством, не подменить живое объяснением. Он свидетельствует там, где язык обрывается, а совесть ещё говорит. И часто первым адресатом этого свидетельства является он сам.
Цена такого свидетельствования.
Гуманный человек знает, свидетельствовать — значит рисковать (отдавать).
Репутацией. Комфортом..
Потому что расчеловечивание не любит быть названным. Оно предпочитает маски, «реализм», «эффективность», «историческая необходимость», «большинство решило».
Свидетельствующий, не геройствует, он просто не соглашается внутренне. Он несёт в себе уязвимость как форму правды — и потому часто оказывается «неудобным», «слишком чувствительным», «наивным», редко можно избежать ярлыки..
«неудобным», «слишком чувствительным», «наивным», в этом контексте не описывают человека, а социально фиксируют его, чтобы, снизить ценность его позиции..не вступать в разговор по существу, уйти от Правды. Это классический механизм ярлыка, «Если я тебя назвал — мне больше не нужно тебя слышать».
Ярлык, здесь работает как психологическое закрытие диалога.
Но именно эта «наивность» и есть остаток живого в мире, который стремится всё объяснить, но разучился Чувствовать.
О границе между защитой и расчеловечиванием.
Гуманный человек различает, защита — это остановка насилия, по возможности даже в ходе защиты, в ходе освобождения, а расчеловечивание — это попытки оправдания уничтожения личности, разрешение любой формы. Такой человек, может быть твёрдым, может сопротивляться, может говорить «нет» — но он не превращает другого в нечто, что можно списать, обнулить, стереть. Даже защищаясь, он удерживает внутреннюю границу, «Я не позволю себе перестать видеть человека, даже если вынужден противостоять его проступкам, преступлениям».
Как его свидетельствование действует в мире.
Оно редко производит мгновенный эффект. Иногда оно вызывает раздражение (дезориентированность), состояние, когда человек теряет опору, или понимание того, что теперь происходит или как себя вести..
Но, такое свидетельствование действует иначе — как семя.
Оно нарушает гладкость оправданий. Оставляет трещину в «нормальности» жестокости. Вовлекает хотя бы в сомнение, где другой усомниться, «А точно ли это допустимо?», «А кем я становлюсь, соглашаясь?»
И этого шага иногда достаточно, чтобы процесс расчеловечивания дал сбой.
Свидетельствование как форма мирного сопротивления.
Гуманный человек сопротивляется не силой против силы, а Присутствием, против обесчеловечивания. Он не позволяет миру стать полностью безличным. Он удерживает в языке слово «Человек» там, где его хотят заменить цифрами, функциями, статусами, ролями. Это сопротивление не разрушает — оно сохраняет. Оно не побеждает другого — оно не даёт погибнуть человеческому в себе и вокруг..
И о надежде.
Свидетельствование гуманного человека не отчаянно. В нём есть тихая (человечная) вера — не в идеологию и не в утопию, а в способность Человека Вернуться.. Он свидетельствует, потому что знает, Человечность может быть придавлена, но не уничтожена полностью. Её можно вспомнить. Её можно разбудить. Её можно передать — взглядом, словом, поступком, молчаливым отказом участвовать в бесчеловечном. И потому его Свидетельствование, каким бы тихим оно ни было, по сути звучит так, «Мир возможен там, где человек остаётся человеком. Даже в малом. Даже в одиночку. Даже вопреки.»
Выбирая мир, мы — выбираем Любовь..
Мужество. Свет. Красота. Свобода. Любовь.
Свидетельство о публикации №125121702434