По стопам Льва Толстого. Как донести истину?

   Если ты истинно веришь в справедливость твоего понимания жизни
и желаешь добра людям в нашей жизни,
то, при случае, ты будешь высказывать другим свои мнения так,
чтобы по возможности уверить твоих собеседников, когда слушают они,
в справедливости твоего понимания жизни.
И в тех случаях, чем более собеседник твой заблуждается или не может понять, 
тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.
   А между тем, как часто мы поступаем как раз наоборот сами.
Мы хорошо умеем беседовать с человеком, согласным или почти согласным с нами;
когда же мы видим, что собеседник наш не верит в ту истину,
которую мы признаём, или даже не понимает её,
то мы, правда, стараемся объяснить ему эту истину
и уверить его в справедливости её;
но если он продолжает не соглашаться с нами и, как нам кажется, упрямится
или извращает наши слова в другую сторону,
то как легко мы теряем наше спокойствие и каждый их нас раздражается.
Мы или начинаем сердиться и говорить нашему собеседнику неприятности
или прекращаем разговор из-за его непонятливости,
думая, что с таким непонятливым или упрямым человеком
не стоитъ и рассуждать – получишь только неприятности.
  Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину,
то самое главное при этом — не раздражаться снова и снова
и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.
____
12 іюл я .
/Из афоризмов великих людей, записанных Л.Н. Толстым./
   Если ты истинно веришь въ справедливость твоего пониманія жизни и желаешь добра людямъ, то, при случае, ты будешь высказывать другимъ свои мненія такъ, чтобы по возможности уверить твоихъ собеседниковъ въ справедливости твоего пониманія жизни. И въ этихъ случаяхъ, чемъ более собеседникъ твой заблуждается, темъ важнее и желательнее, чтобы онъ понялъ и оценилъ то, что ты хочешь ему доказать. А между темъ, какъ часто мы поступаемъ какъ разъ наоборотъ. Мы хорошо умеемъ беседовать съ человекомъ, согласнымъ или почти согласнымъ съ нами; когда ж е мы видимъ, что собеседникъ нашъ не верить въ ту истину, которую мы признаемъ, или даже не понимаетъ ея, то мы, правда, стараемся объяснить ему эту истину и уверить его въ ея справедливости; но если онъ продолжаетъ не соглашаться съ нами и, какъ намъ кажется, упрямится или извращаетъ наши слова въ другую сторону, то какъ легко мы теряемъ наше спокойствіе и раздражаемся. Мы или начинаемъ сердиться и говорить нашему собеседнику непріятности, или прекращаемъ разговоръ, думая, что съ такимъ непонятливымъ или упрямымъ человекомъ не стоитъ и разсуждать. Когда ты хочешь показать твоему собеседнику въ разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этомъ — не раздражаться и не сказать ни одного недобраго или обиднаго слова. (Эпиктетъ).


Рецензии