Мара Марена

МАРА МАРЕНА

Сковано страхом зеркало мира,
Перед величием Мидгард-Земли.
В льдовом чертоге дева красива.
Марой зовут её, Богиней Зимы.

Явь бездны глаз её черноока.
В ней одиночество силы своей.
Вечная Жизнь в Слави от Бога
И Вечный Сон – её дар средь людей.

Сварга Пречистая странствия силы
В милость Марены, уставшей в пути.
И вся природа ей вдохновенна,
Когда нисходит в чертоги свои.

Белым плащём окутав Землю,
Ветер да’Арийский на землю несёт.
Похолодание завьюжит души,
В далёкий путь навсегда призовёт.

Вся суть зимы в тебе, Ворожея.
Тьмы разрушитель в тебе и творец.
В циклах твоих стальная вера –
Мать Богумира, Русская Хель.

ALEX ZIRK
___________________

МАРА
___________________

БОГИНЯ МАРЕНА или Giltine (лит.), Hel (сканд.), Jambeakka (саам.), Marica (италий.), Smertnica (луж.), Smrtonoska (чеш.), Геката/Церера (греч.), Коровья Смерть, Куга (серб.), Мамерс (окс.), Мара, Марана, Марёна, Маржана, Маржена (польск.), Марина, Мария (греч.), Мармара, Мармор (лат.).Маруха, Марцана, Марыся (белор.), Маря (латыш.), Мора, Морана, Моргана (брит.), Морена, Морриган (Марганна) (кельтск.), Мура, Муриена/Мармуриена (словац.), Мэрроу (шотл.), Ниррити (инд.), Хольда (герм.)
___________________

Великая Богиня Зимы, Ночи, Вечного Сна и Вечной Жизни. Её часто называют Богиней Смерти. Она даёт наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной жизнью и опытом. Богиня смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева.

Супруга Кощея, Велеса.

Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.

Родители Сварог и Лада. Существует версия, что Мара появилась из искры, вылетевшей из-под молота Сварога.

Богиня была замужем за Даждьбогом.
"Даждьбог и Мара родили Богумира. Богумир и Славуня породили народы Святорусов (Русов, Словенов, Древлян, Полян, Вятичей, Венедов, Прусов, Белорусов, Литов, Латгалов, Сербов и др.)"

От Даждьбога Мара убежала с Кощеем, с которым у неё "есть 12 дочерей-болезней: Гнетуха, Лихорадка, Лихоманка, Трясуха, Кумоха, Китюха, Желтуха, Бледнуха, Ломовая, Маяльница, Трепуха и Знобуха. Приходят они к человеку по велению своей матери Мары, но и уходят тоже по её велению".

Кроме того, у Мары с Кощеем есть ещё дети: Мста, Мор и Морок.

Считается, что Мара была замужем и за Велесом. Дочери Соня, Карна, Желя; сыновья Мороз, Сон.
___________________

«Именно Мара приставляет к людям… «причетников» – тех, кто считает все... ошибки, зловредности, недобрые мысли и тайные пожелания худого другим людям. И как только чаша ее терпения переполнится, она налагает оплату за грехи».

Считается, что у Мары есть Ледяные Чертоги на Крайнем Севере.

Когда Марена приходит на землю, Природа засыпает, уходит на покой, а когда Богиня уходит в свои Ледяные Чертоги на второй день после дня весеннего равноденствия, пробуждается.
Поэтому  после дня весеннего равноденствия в честь проводов Марены на Север ежегодно отмечается праздник Красногор, День Масленицы – Марены, называемый также Проводы Зимы или Комоедица. В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая Зиму. После ритуала сжигания горсть пепла развеивают над полем, огородом, садом.

Ортодоксальные христиане также празднуют Масленицу, но в феврале или начале марта, когда весной ещё и не пахнет.

Кроме того, у староверов есть праздник  День Даждьбога и Марены, отмечающийся в середине декабря
___________________

Треба (на перекрестках): морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мёд, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.
___________________

Дни: 5 лтн; 3 брз (кикиморы); 23 брз (проводы Зимы); 20 квт; 13 трв (?); 26 лпн; 1 срп (?); 17 срп(?); 13 лст; 25 лст; 17 грд.

Воплощение: пегая кобыла.
___________________

Дерево: осина, ель и сосна — любимое дерево богини Зимы, Смерти и Справедливости Мары (Морены, Мораны).

Также в растительном мире богиню Мару олицетворяет смородина.
___________________

МАРА – славянская Богиня мира Нави. МАРА – МАТЬ РА. Та, кто порождает свет.
ТЬМА- это там где зародился свет - Род, материя.
МАТЬ – та кто Явила свет, материю миру.
МТЕРЬ – духовный отец несущий семя ( Дух )
ТЕМЬ – ничто пустота, где нет жизни.
МАРУ, называют богиней смерти. При этом, КАЖДАЯ СМЕРТЬ, ЭТО НОВОЕ РОЖДЕНИЕ.
СМЕРТЬ, СМЕРИТЬ, МЕРА ЖИЗНИ. Переход души из физического, телесного
состояния в духовное и обратно.
Но одной из основных задач Мары, является испытание человека ХОЛОДОМ и ХЛАДОМ.
ХЛАДНОСТЬ – отсутствие движения.
МОРЕНА – один из ликов МАРЫ. МОРоз, МОРозь, изМОРозь, МЪРазь, МОРок, МОРока, как видите во всех этих словах, прослеживается корень МОР.
От сюда и поговорка, ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ.

ХЛАД ЖИВОТА (тела). Болезни физического тела.

ХЛАД СЕРЕДЫ(сердца,Души). Болезни душевные. Обиды,
обвинения, критика, чувство вины, ненависть, злоба, страх, уныние, депрессия, жалость гордыня и т д.

ХЛАД ЧЕЛА (Духа). Болезни духовного уровня. Нежелание жить
за счет собственных сил. Лень. Наркомания Алкоголизм. Склонность к суициду. Это
еще и костность. Вспоминаем, КОЩ, КОЩЕЙ,от сюда КОЗНА… Там царь кощей над
златом чахнет… Он не использует богатство для своего развития, поэтому
костенеет.

СМЕРТЬ ДЛЯ СЛАВЯН, ЭТО ОСТАНОВКА В РАЗВИТИИ.
Все болезни души и духа приводят к болезням тела ФИЗИЧЕСКОГО. В нем поселяются паразиты, вирусы, черви. Соответственно в социальной среде на этой благодатной почве появляются ПАРАЗИТЫ СОЦИАЛЬНЫЕ.
Например – здравохоронение, технократия, олигархия и т д. Ну а кризис паразитарной системы, это ВОЙНЫ.

БОГИНЯ МАРЕНА (Mapa) — Великая Богиня Зимы, Ночи и Вечного Сна и Вечной Жизни. Богиня Марена, или Марена Свароговна, одна из трех нареченных сестер Многомудрого Бога Перуна. Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно. Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави.

Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Мидгард-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой. Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон, ибо сказано в Саньтиях Веды Перуна: «Великое Похолодание принесет ветер да’Арийский на землю сию, и Марена на треть Лета укрывать будет ее своим Белым Плащом» (Саньтия 5, шлока 3).

А когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни.
___________________

Проводы зимы

В честь проводов Богини Марены на Север, ежегодно отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название — Проводы Руской Зимы). В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая не Богиню Марену, как многие думают, а снежную Зиму. После ритуала сжигания соломенной куклы горсть пепла развеивали над полем, садом или огородом, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки: «Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла, на Красногор новую жизнь принесла, огонь запалила и зимние снега растопила, всю землю живой силой напоила и от сна Марены разбудила. Будет Мать Сыра Земля полям нашим жизньродящую силу давать, будет отборное зерно в полях наших прорастать, чтобы всем Родам нашим — хороший урожай дать».

Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. А когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави.

Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге.
___________________

Гимн-Правьславление:

Марена-Матушка, Славна и Триславна буди! Мы, Тя, извечно величаем, безкровны Требы и Дары для, Тя, все-Родно возжигем! Даруй нам достаток во всех деяньях наших, и сохрани от мора скотину нашу, и не давай опустеть житницам нашим, ибо велика есть щедрость Твоя, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!
___________________

В стране наших пращуров и предков, Даарии (Гипперборее) была гора Меру – гора познания. По мере тебе воздастся, говорили гиппербореи. Каждый человек ежечасно находится на вершине своей меры. Как будто двигаясь по острию ножа. И каждую секунду он делает свой выбор. Выбор – подниматься вверх или катиться кубарем вниз. Соответствующая мера его ждет и после смерти. Каждый выбирает по себе, у каждого своя мера. Мидгард, это тоже своеобразная мера. Наше присутствие здесь говорит о нашем достижении определенного уровня развития души. И вам решать, куда дальше двигаться, вверх по златому пути восхождения или вниз, в низшие миры, дабы пройти не усвоенные уроки вновь.

Мара предоставляет нам выбор: страдать, болеть и деградировать или радоваться и развиваться. Этот выбор каждый делает сам.
Большинство современных людей воспринимают жизненные трудности как наказание за их грехи или просто как проблемы. Но им и в голову не приходит, что жизнь – это школа, где мы учимся, а наши учителя – Боги.

Ничего в этом мире не делается без ведома Богов. Даже волос с нашей головы не падает. Во всем надо разглядеть проявление Воли Бога и самого Бога. Все наши трудности – это уроки, которые мы сами выбираем. Выбираем ежесекундно! Наша жизнь есть результат нашего выбора, данного нам Богом. Кто-то познает добро, кто-то – зло. Постигая этот мир, мы находимся в сотворчестве с Богами.
Поэтому, прежде чем увидеть в ком-либо врага, подумай, кто перед тобой: враг или Бог, который хочет научить тебя чему-то… Подумай, чему… И будь благодарен! Все мы параллельно являемся и учителями друг другу. Любая борьба есть путь богоборчества. Борьба – это то, что навязывают нам паразиты. С тьмой не надо бороться, надо просто впустить в себя свет. Наша Земля Матушка является самым совершенным, крутым и престижным межгалактическим вузом. Болеем ли мы, голодаем или гибнем в войнах, все это результат нашего выбора. Выбор прост: либо мы движемся вверх, к Богам, либо катимся вниз, в морок. И то, и другое – уроки, которые мы сами выбираем. И нам следовало бы быть благодарными Всевышнему за то, что он предоставил нам право выбора.
___________________

Образ Мары описывается по-разному в зависимости от региональных традиций:

В некоторых источниках — девушка с длинными чёрными локонами, одета в белое бархатное одеяние с множеством драгоценных камней.
В других источниках — величественная королева с грозным видом.
Есть описание седой старухи, на которой одето тёмное подранное платье. В руках у неё коса или серп.
Марена. Была чернявой. (Славянские мифы)

Марена. Чернявая Богиня Смерти. После гибели жены - Златогорки Дажьбог стал одиноким. Майя Златогорка ушла в Навь. Там дух ее слился с духом богини Смерти - Марены. Потому Марене так приглянулся Дажьбог. Она решила его приворожить. Марена закляла сына Перуна и поселила в его сердце любовную тоску. В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода - сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Чёрного Змея.
А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки. Когда Тарх стал слишком уж её донимать, она предложила ему выпить заговорённый мёд. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога, и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя. Об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса. Но тут Перун, отеу Дажьбога, пригрозил испепелить её молнией. Тогда Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Тарха Дажьбога и потом вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его - сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе. И от того все более лютыми делались морозы, и землю заметала пурга. Дажьбога каждый раз выручали друзья - конь Кологрива, отец Перун, богиня весны Жива.
Наконец, добыл Дажьбог Золотое Яйцо, где была заключена смерть Кащея. Но, расколов Яйцо, Дожьбог порушил целостность Вселенной, ибо это Яйцо и есть Вселенная, и есть Род. В нем - и сам Дажьбог, и Кащей. Со смертью Кащея и Мары Явь восторжествовала над Навью. Но в Прави нарушилось равновесие Яви и Нави. Ибо без Смерти нет и Жизни. Для возвращения Мира на путь Прави, для возвращения Смерти, Род - Родитель Вселенной наслал на Землю огонь и воды. (Славянские мифы)

___________________

Жрица Богини Мары Марийка Кайдаловна. (Славянские мифы)

Мария Кайдаловна. Ведьма и правитель.

В покоях стоит запах благовоний. На шелковой постели лежит правительница Корсуни – ведьма Марина Кайдаловна. Сегодня удачный день – пришли русские купцы, с которых можно взять большую пошлину за право торговать в её сказочном городе.

В числе «подарочков», которые купцам пришлось отдать правительнице, оказались драгоценные перчатки князя Глеба Володьевича. Марина довольно улыбается, держа в руках бархатные перчатки. Возможно, русский князь придет за ними сам и тогда все её планы сбудутся…

Мария Кайдаловна. Былинная правительница Корсуни.

Русские былины сохранили множество сильных положительных женских образов. Это и всегда почитаемые всем народом богатырские матери, и могучие богатырки-поляницы.

Однако есть в былинах и злые ведьмы, которые используют свою мудрость, красоту и колдовские средства, чтобы свести со свету русских богатырей. Мария Кайдаловна является одной из таких ведьм, но по своему статусу она стоит выше прочих былинных ведуний, ведь она – правитель целого города.

Происхождение образа, секрет имени

Археологические находки, записки арабских путешественников (в частности – Ибн Фадлана) и косвенно сами былины и сказки говорят о том, что до принятия христианства (а возможно и до призвания Рюрика) женщины на Руси могли иметь высокий социальный статус.

Многие из них были жрицами, которые помогали умершим русичам добраться до того света (Ангел Смерти, описанный как раз Ибн Фадланом). Одним из легендарных основателей Киева была княгиня Лыбедь. Она указывается как основатель города наравне со своими братьями, что уже говорит о том, что она принимала в этом не последнее участие.

Корсунь. Так город из былины мог выглядеть по мнению нейросети.
Мария Кайдаловна как раз является такой жрицей-правительницей. Ведьмой, управляющей целым городом. В былине этот языческий образ смешивается с образом противника (и одновременно партнера) Руси в торговле – Византией.

Город, которым она правит – Корсунь, который был частью этой страны. Чтобы получить торговые выгоды и не платить пошлины грекам многие русские князья совершали военные походы на эту богатую Империю.

Имя и отчество ведьмы достаточно редко варьируются сказителями, а значит, это имя несет какую-то важную информацию о персонаже. Её имя Мария связано с праславянским словом Мара, что может означать «призрак, кошмар» или даже может быть связано с богиней смерти Марой, на службе которой и находились загадочные жрицы Ангелы Смерти из записок Ибн Фадлана.

А её отчество Кайдаловна гротескно подчеркивает её роль. Это отчество связано со словом Кайдал, что по словарю Даля имеет два значения: первое это толпа или стадо, и Мария действительно управляет своим народом так, словно это её верное стадо. Второе значение этого слова «кандалы», Кайданщик – это тюремщик, и Мария сажает русских карабельщиков в темницу и мечтает посадить на цепь русского князя.

Поход князя Владимира на Корсунь. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Это одно из многих событий, которые причудливо перемешались в былине.
Власть ведьмы

Марина Кайдаловна схожа с другой былинной ведьмой – Марьей Лебедью Белой (Авдотьей Лиходеевной), в своей любви к использованию ядов. Она хитра и мудра, в качестве испытания для князя Глеба Володьевича она загадывает ему три загадки, тем самым уподобляясь древним греческим оракулам.

Так же по всей видимости она владеет секретом «греческого огня», которым в отличии от реальных греков она не пользуется в качестве огнеметного оружия. Её «греческий огонь» является ядом из-за которого внутренности выпившего его человека загораются огнем. Князь Глеб Володьевич принимает чашу такого огня из её рук, но проливает её на землю и гриву своего коня и те загораются синим пламенем.

И главным её отличием от прочих ведьм является то, что она правительница. Своей хитростью и мудростью она правит целым городом, преумножая его богатства. Однако с точки зрения сказителей эта власть неправильна, а народ принявший такого правителя тоже неправильный:

Как во славном городе во Корсуне
Ни царя ведь не было, ни царевича,
А ведь ни короля не было, ни королевича,
Управляла же всем Мария дочь Кайдаловна,
А блудница, еретница, безбожница.

И Глеб Володьевич не простит народ, который добровольно жил под языческой правительницей. Подобно летописному князю Глебу Святославичу ему не важно, на чьей стороне стоит народ. Глебу важнее правда и родная страна.

Ведьма будет убита, а город будет полностью уничтожен, ведь такова жестокая правда наших сказаний: если оставить врагу на семена, то он вернется окрепшим и не пощадит.

БИБЛИОГРАФИЯ

Упоминания о Маре встречаются в фольклоре, например, в фольклорных песнях как прекрасная королевна-воин Марья Моревна. Также существуют предания, по которым Мара являлась хранительницей многих магических предметов — шапки-невидимки, живой и мёртвой воды, молодильных яблок.

P.S.:

* «АзъВера. Бестиарий богов и сущностей»
* http://proza.ru/2021/09/21/231

Стиль для песни: Rock ballad, metal ballad, a cappella, Slavic folk, pop, Russia, male hoarse voice, virtuoso guitar, magic, enchantment, winter, soul-stirring music, epic, balalaika, string instruments, Russia, a dark and majestic ballad about the living spirit of the North, cello, flute, melodica, jalape;o, saxophone, and other instruments, ballad, fantasy theme, ancestral memory, freedom, and a penetrating male voice.

Слава людям познающим любовь! Любовь это ведание Богов. Слава Богам, предкам нашим, за их мудрость и школу жизни!


Рецензии