Всё происходит не случайно
Занесла нас судьба на Крайний Север. Раньше сюда ссылали, но мы приехали добровольно. После солнечной Киргизии и жары под 40 градусов, север нам показался суровым. В феврале стояли морозы минус 57 градусов.
Найти работу было сложно. Мужу повезло, он устроился слесарем на добычу нефти, поменяв работу начальника снабжения крупного завода, на слесаря. От нефтедобывающей компании ему дали комнату в общежитие. Сын учился в 10 классе, школа была рядом, через дорогу. Бросив квартиру в Киргизии, мы начали жизнь с чистого листа.
Для меня работы в городе не было. Я каждый день ходила в её поисках по всем организациям, которые встречались на пути, от одного конца города до другого. Из-за записи в трудовой книжке, что я работала инженером, меня не брали даже в дворники. Так и говорили: «Вы не сможете у нас работать, вы инженер!»
Через два месяца упорных поисков, мне удалось устроиться в Подсобное хозяйство от нефтедобывающей компании, тепличницей. На вопрос директора: «Вы когда-нибудь работали на земле?» Я кивнула, а про себя подумала: «Конечно, работала! Картошку в детстве с родителями сажала».
Подсобное хозяйство находилось в 60 км от города, работников до места работы доставлял автобус. Хозяйство имело свинарник на 500 голов, коровник на 100 голов, колбасный цех и 14 теплиц для выращивания овощей. Теплицы были внушительных размеров: 100 метров в длину и 10 метров в ширину. Стены и крыша теплиц состояли из застеклённых рам, посреди теплицы - асфальтированная дорожка, слева и справа от неё, грядки с растениями.
Первый год я выращивала помидоры. В теплице было высажено 1100 кустов. К каждому кустику привязывала толстую полипропиленовую нить. Второй конец нити, специальным узлом, крепился сверху к металлической проволоке, натянутой поперёк теплицы на высоте 2,5 метров. Растение накручивалось на нить по мере роста, нить ослаблялась и подтягивалась. Дойдя высоты 2,5 метров, куст перекидывался через проволоку, макушка растения прищипывалась. Каждый день все кустики надо было подкрутить, оборвать пасынки, через день поливать из шланга. Агроном следила за выполнением работ, давала задание делать листовую или корневую подкормку растений. Работа была тяжелая, давалась нелегко, но я была ей рада. Работала без обеда, делала перекусы на скамейке, которая стояла в теплице.
За 7 месяцев работы я вырастила и собрала 4,5 тонны помидоров, при плане 3,5 тонны.
Меня публично похвалили.
На следующий год я выращивала огурцы, при плане 7 тонн – вырастила и собрала 9 тонн.
Мне подарили хрустальную вазу.
Подвиг – он везде найдёт своего героя! Главное – желание работать!
За продукцию платили мало, огурцы продавали по цене 35 руб. за 1 кг, а нам платили 1 руб. с 1 кг. Чтобы получать северные надбавки 80% к зарплате, надо было отработать 5 лет.
Работники хозяйства были разными людьми, мне казалось, что они странные. Женщины, перед тем, как зайти в теплицу, красились, навивали кудри, кто-то носил парик, надевали спортивные синтетические костюмы Адидас, штаны с лампасами и белые кроссовки. В теплицах было жарко, пот с нас лил градом. Ну, и зачем надо было так издеваться над собой? Я работала в х/б трико и глубоких галошах, штаны закатывала до колен.
Людей было жалко, они ведь колхозники! Я была «новенькая» и в мой адрес высказывались открыто, даже с каким-то презрением. Люда как-то сказала:
- Галь! Вот, что толку, что у тебя высшее образование, а мы с тобой в одном навозе ковыряемся?
- Дорогая, я ведь временно в нём ковыряюсь, а ты всю жизнь ковыряться будешь!
- Да, в «копеечном» трико ты хорошо выглядишь, Галь!
- Что поделаешь? Фигура у меня такая! Если на красивую фигуру бросить тряпку, она и с тряпкой будет хорошо выглядеть!- смеялись.
Я уважала людей, со временем они стали ко мне тянуться. Дверь в мою теплицу всегда была открыта, мне было жарко. Люди заходили, смотрели, как я работаю, мне скрывать было нечего, я полностью отдавалась работе.
Всем нравилась моя скамейка. Женщины заходили в обед поговорить по душам. Я садилась напротив их на перевёрнутое ведро, слушала и успокаивала. Людям хотелось высказаться, они искали поддержку и понимание!
Мужчины заходили посидеть на скамейке, покурить, рассказать анекдот. Слесарь Саня приходил советоваться, возьмут его работать в милицию или нет. Сварщик Серёга добровольно вызвался нарезать прутки арматуры, воткнуть их между грядками, чтобы при поливе я не ломала боковые кусты. Два пенсионера – грузчика, помогали таскать ящики с собранной продукцией, я их называла «мальчики», им это нравилось. Механик заглядывал с вопросом: «Всё нормально?»
Часто в теплицу заходил тракторист Фёдор Иванович с разговорами о жизни, о воспитание своего пасынка. По возрасту, Фёдор Иванович, мне в отцы годился. Я его успокаивала:
- Не расстраивайтесь, всё будет хорошо! Воспитать пасынка – это всё равно, что подвиг совершить! Со временем он поймёт, что вы ему желали только добра!- Фёдор Иванович улыбался и одобрительно качал головой.
- Откуда ты всё это знаешь? Жизнь научила?
В лице тракториста я видела родственную душу, делилась с ним новостями: «Представляете, на складе завяли два мешка огурцов, а из зарплат тепличниц сняли по 100 кг продукции, разве мы виноваты, что огурцы не продались? Нас обсчитывают без зазрения совести, в двух мешках нет 700 кг огурцов. Думают, что люди считать не умеют?
Агроном тоже удивила. В день рождения директора с каждой теплицы собрала по 5 кг продукции: 35 кг огурцов и 35 кг помидоров – подарок к праздничному столу. От такого объёма салатов директора или вырвало, или понос прошиб. А тепличницам запрещают кушать огурцы и помидоры, заставляют купить через склад, а потом кушать.
А вчера в обед агроном выдала шесть вёдер селитры в гранулах, сказала, чтобы я два ведра взяла себе, а четыре - отдала Тоне. Я не «шестёрка», чтобы Тоне удобрения таскать! Селитру я поделила поровну, всем по три ведра. Разбросала её по земле и полила, мне тоже нужен урожай. Агроном кричала, сказала, что меня уволит». Фёдор Иванович курил и смеялся.
Я продолжала: «Агроном про селитру доложила директору, тот пришёл, а я работала в наклон и не видела, что он зашёл. Стоял и смотрел на мою пятую точку. Когда я его заметила, разогнулась, ждала, что о чём-то спросит, а он пошёл на выход. Зачем приходил?
Ещё кто-то слух пустил, что перед тем, как сесть в автобус после работы, тепличницы будут заходить в контору, раздеваться перед директором до трусиков и показывать, что они ничего не украли. Надо же такое придумать? Никто не имеет права нас обыскивать, только милиция! Пусть только попробует директор нас раздеть, я ему так раздену!» Фёдор Иванович хитро улыбался.
Но однажды случилось ЧП.
Тепличница Вера принесла в раздевалку два маленьких помидора, положила их в косметичку со словами: «Дочке хочу показать, какие красивые помидоры мы выращиваем!»
После работы мы сели в автобус, ждали водителя, все торопились домой. Вдруг из конторы к автобусу подошла делегация: директор, кладовщица и экономист. Они зашли в автобус, подошли к сидящей Вере, попросили открыть сумку и достать косметичку. Увидев в косметичке помидоры, попросили Веру выйти из автобуса. Я всё поняла: «Веру кто-то заложил их наших. Кто?»
За происходящим мы смотрели из окон автобуса. Вера начала плакать, упала на колени и стала кланяться в ноги директору, кричала: «Простите, простите!»
Из автобуса меня вынесло ветром. Подбежав к Вере, я стала поднимать её с колен: «Вера, не надо так унижаться! Ты ничего не украла! Мы на территории хозяйства, нет кражи, 40 грамм помидор – это не кража, это шутка!»
Вырвав помидоры из рук Веры, я протянула их директору: «Вот возьмите». Тот ничего не понял, взял их и зажал в кулак.
Мы сели в автобус, до города ехали без анекдотов и смеха. Люди шептались, что завтра нас с Верой уволят. Я думала о своём: «Куда я пойду работать? Так тяжело было устроиться, а тут такое. Не могла я поступить по-другому, не могла!»
Утром следующего дня я сидела посреди теплицы на перевёрнутом ведре и ждала, что сейчас вызовут в контору для увольнения.
Зашёл тракторист Фёдор Иванович со словами: «Что ты девица-красавица пригорюнилась? Расстроилась? Всё будет хорошо! Я ему сказал, чтобы он тебя не трогал. Работай спокойно. Поняла?»
Мои глаза наполнились слезами:
- Разве директор послушает вас, тракториста?
- Послушает! Я не просто тракторист, я его отчим! Разве ты не знала? Все знают, а ты не знала? Простая ты, Галя, и доверчивая!
- Нет, я не знала, это не важно. Важно, что вы человек хороший!
Всё в жизни происходит не случайно!
«Бог посылает нам именно того, кто нужен в определенное время, и мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас!»
Свидетельство о публикации №125121308636
Александр Савостьянов 14.12.2025 00:16 Заявить о нарушении
Саша! А ваши комментарии помогают мне жить! Благодарю!
Матвеева Галина 14.12.2025 01:00 Заявить о нарушении