7
Обида это всегда недостача Дара. Кажется, что в этом определении ничегошеньки не лежит и все только повторяется, но это не так.
Давайте посмотрим на такую редкую черту человеческого характера как великодушие. Последнее присуще исключительно гениальным личностям, будь они даже и самыми простыми людьми. Великодушие само по себе уже говорит о воплощенной гениальности любого рода и вида, о богатой наполненной душе. И великодушие здесь нам надо подхватить для нашего рассмотрения именно потому, что великодушие и есть как раз то, что никогда не обижается.
Моцарт слушает презренного уличного фигляра, коверкающего его музыку, и... смеется. В нём нет ни тени возмущения, ни тени отторжения - для Сальери это просто непостижимо - просто непостижимо! ( Сюжет Пушкинского "Моцарт и Сальери"). Почему эта душа не обижается там, где всякая другая точно бы уже обиделась, или почему она не отклоняется, а принимает участие в том, что её унижает? Но Моцарт не считает, что его унижают, и не считает, что его музыка унижена тем, что она исполняется на улице и исполняется столь бездарно. Наоборот, то, что его собственная музыка достигает самого дна общества радует его. Божественная музыка в грязи - невыносимое противоречие для Сальери. Даже в грязи звучит божественная музыка - единственная и самая простая истина для Моцарта.
Одна душа обидчива, другая полна Дара и великодушия. Переводя на наш прошлый язык, с которого мы начинали, мы могли бы сказать: одна душа морально эгоистична , потому что исключительно индивидуальна и замкнута, другая душа несёт с собой любовный, плодотворный эгоизм, потому что универсальна в своём эгоизме. И мы помним, что обиженный Сальери в конце концов отравит Моцарта - найдет выход для своей злобы. И что Моцарт так и не узнаёт ничего, доверяя своему другу до последнего. И мы помним как Пушкин начинает эту свою маленькую трагедию - с эгоизма Сальери, пытающегося раздуть своё индивидуальное Я до Вселенских масштабов - "я алгеброй гармонию поверил", но однако же уязвленного по настоящему в глубине души одним только присутствием Моцарта рядом - уязвленного другим Я, другим эгоизмом, другим масштабом.
Вообще, я думаю, что для нашей темы это самое что ни на есть - пиковое произведение, мое любимое и в тоже время - одно из самых подходящих. Оно - максимально нужный минимум нашей темы. Ну и ещё, конечно же бессменный Шекспир с его типовыми эгоизмами, устраивающими повсюду кровавые трагедии.
Свидетельство о публикации №125121307119