Графомания от классика

Эпиграф:
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
                Николай Гумелев

А что классики не писали графоманские стихи?.. Еще как писали, но выдавали их за вирши высокого смысла и пронзительного чувства. Вот перед нами стих Иннокентия Анненского, поэта серебряного века,(1855-1909. Попробуем разобрать о чем оно.

ОСЕННИЙ РОМАНС
Сонет
Гляжу на тебя равнодушно,
А в сердце тоски не уйму.
Сегодня томительно душно,
Но солнце таится в дыму.

Как можно совмещать равнодушие и тоску?.. Сразу два эти чувства антагониста, как уместили в герое?.. Допустим, он уже разлюбил, ему равнодушно, но при этом невозможно чувствовать тоску. Или то, или другое. Или равнодушие, или тоска.

Я знаю, что сон я лелею, -
Но верен хоть снам я, — а ты?..
Ненужною жертвой в аллею
Падут, умирая, листы…

Здесь намечается любовная коллизия. Намеком обрисовываются отношения. Мы можем только домысливать их. Что наш герой верен, в отличии от героини, к которой он обращает вопрос, он как бы верен еще той любви, которая была, и которая приходит в снах. И здесь мы как бы понимает через аллегорию умирающих листов в алее, где возможно и расцветали чувства героев, но ныне они как листы осени умирают.

Судьба нас сводила слепая:
Бог знает, мы свидимся ль там…
Но знаешь?.. Не смейся, ступая
Весною по мертвым листам!

Если второе четверостишье действительно хорошо написано, и первые две строчки заключительного, казалось бы завершат историю наших героев в том или ином ключе. Но поэт неожиданно срывается на патетический возглас - не смей ходить по мертвым листам!.. Они свидетели нашей погибшей любви, нет - это сама наша любовь превратилась в листы из того парка в алее где мы с тобой ее обрели. Не смей топтать нашу любовь!.. Вообщем, возвышенная до поэтического маразма глупость.

Вот так и классики не прочь пографоманить. Но упрекнуть их в этом весьма затруднительно. Ведь форма, образы, мастерство, все на высшем уровне. Не на высшем только идея, а без нее стих переходит из разряда поэтических в графоманские, какими бы прекрасными образами он бы не был написан.


Рецензии