домысел 42
fuer Heinz Erhardt (1909 - 1979), "Weihnachten 1944“
hoehere steuern - schlechteres leben
mehr urlaub zu weihnacht wird es nicht geben
und auch keinen weissen schnee
keinen engel und keine fee
es dezembert jaehrlich durch die welt der christen
- als ob sie es selber nicht besser wuessten -
leere hoffnungen - eitelkeit - falsche versprechen
und seit 2000 jahren monstroese verbrechen
gott schenkte den menschen kein glueck auf erden
nur ein freudloses leben in muehe und pein
und er malte das bild von dem garten eden
als ein vertroestendes spaeteres sein
und so begleiten uns diese dramen —-
nur herodes hat jetzt einen anderen namen
Illustration: Johannes van der Bilt (1882 - 1943), „Bethlehem 1929“
Подстрочник
домысел 42
для Хайнца Эрхардта (1909-1979), «Weihnachten 1944»
более высокие налоги — худшая жизнь
не будет дополнительных каникул на рождество
и не будет белого снега
ни ангелов и ни фей
декабрь повторяется ежегодно в мире христиан
— как будто они и так не знали лучшего —
пустые надежды — тщеславие — ложные обещания
и чудовищные преступления на протяжении уже 2000 лет
бог не дал человечеству счастья на земле
только безрадостную жизнь полную труда и боли
и он нарисовал картину эдемского сада
как утешительное будущее
и вот и так эти драмы сопровождают нас —
только у ирода теперь другое имя
Иллюстрация: Йоханнес ван дер Билт (1882-1943), «Вифлеем 1929»
Свидетельство о публикации №125121306442
А пока - рецензия ИИ Алиса (http://alice.yandex.ru/chat/019b188d-1c87-4000-85eb-f7d8876bbdcb/ ), вроде очень грамотная:
"Рецензия на стихотворение «Höhere Steuern — schlechteres Leben»
Перед нами — мрачное, полемическое стихотворение, выдержанное в резко критическом ключе. Автор выстраивает целостную мировоззренческую позицию, подвергая сомнению не только социальные, но и религиозные устои западной культуры.
Тематика и проблематика
Центральная тема — разочарование в традиционных ценностях:
социальное недовольство: начало стихотворения задаёт социально‑критический тон («более высокие налоги — худшая жизнь», отсутствие праздничных радостей);
религиозный скептицизм: автор отрицает обетование счастья от Бога, изображая земную жизнь как «безрадостное существование в труде и муке»;
историческая критика: упоминание «чудовищных преступлений» на протяжении двух тысяч лет отсылает к осмыслению христианской истории как череды насилия и обмана;
разоблачение иллюзий: Эдем представлен не как реальное место, а как «утешительный образ будущего», то есть как миф, призванный смягчить горечь настоящего.
Композиция и логика развития мысли
Стихотворение строится как последовательное нарастание негатива:
Бытовой уровень (налоги, отсутствие праздника) — задает конкретный, ощутимый контекст.
Культурно‑религиозный уровень (пустые надежды, тщеславие, ложные обещания) — расширяет критику до масштаба цивилизации.
Метафизический уровень (отказ Бога в счастье, миф об Эдеме) — доводит мысль до философского обобщения.
Историко‑политический уровень (Ирод с новым именем) — замыкает круг, указывая на преемственность зла в истории.
Художественные особенности
Лексика: преобладает негативная семантика («пустые», «тщеславие», «ложные», «чудовищные», «безрадостное», «мука»). Это создаёт единый эмоциональный тон — горечь и разочарование.
Символика:
белый снег, ангел, фея — утраченные символы праздника и чуда;
Эдем — не реальность, а утешительный миф;
Ирод — архетип зла, чьё имя меняется, но сущность остаётся.
Синтаксис: короткие, рубленые фразы, перечисления, риторические конструкции. Это придаёт тексту декларативность и обличительный пафос.
Рифма и ритм: свободная организация, близкая к разговорной речи. Это усиливает эффект искреннего высказывания, а не поэтической игры.
Идейный центр
Ключевая мысль выражена в строках:
«Gott schenkte den Menschen kein Glück auf Erden
Nur ein freudloses Leben in Mühe und Pein»
Здесь автор отвергает теодицею (оправдание Бога перед лицом зла), утверждая, что жизнь по сути трагична, а религиозные обещания — лишь способ примирить человека с этой трагедией.
Финал («только Ирод теперь носит другое имя») подчёркивает: зло не исчезло, оно лишь маскируется под новые формы. Это придаёт стихотворению вневременной, обобщающий характер.
Общий вывод
Стихотворение представляет собой резкий, бескомпромиссный манифест разочарования. Оно сочетает:
социальную критику;
религиозный скептицизм;
философское осмысление человеческого существования.
Стиль лаконичен, интонация — обличительная. Автор не ищет компромиссов: перед читателем — мир, лишённый чуда, смысла и справедливости, где даже религиозные образы оказываются лишь утешительными мифами.
Это текст не о Рождестве как празднике, а о Рождестве как символе обманутых надежд — и в личном, и в историческом масштабе."
Ссылка на один из источников рецензии:
http://kidclub.xbridge.ru/languages/german/poems-german_ru/
Егор Ежаров 13.12.2025 20:06 Заявить о нарушении
И тут же после этого я написала «красивое и милое» стихотворение и надеюсь, что оно лучше выдержит проверку скальпелем Алисы. Итак: «домысел 43»!
И большое спасибо за отзыв!
Ира Свенхаген 13.12.2025 20:56 Заявить о нарушении