Разум как высшая стадия материи между саморазвитие
Концепция разума, как высшая стадия развития материи, по сути своей укоренена в эволюционно;материалистической парадигме. В её рамках сознание предстаёт не как сверхъестественное откровение с выше, а как закономерный результат усложнения материальных систем. Мой тезис можно проследить на уровне неживой природы, где материя демонстрирует нам простейшие формы отражения, например как след от предмета на песке, а в живой природе возникают раздражимость и чувствительность, что является закономерной предпосылкой психического отражения. У человека формируется сознание, то есть способность к абстрактному мышлению, рефлексии и целеполаганию. Современные нейробиологические исследования подтверждают эту преемственность. Сознание раскрывается, как эмерджентное свойство высокоорганизованного мозга — системы, достигшей критической сложности в нейронных связей. Таким образом, разум не противопоставляется материи, а напротив, он является её наиболее совершенным выражением.
Утверждение, что разум существует «для себя и ради себя», указывает нам на его ключевую особенность — самореферентность! В отличие от иных форм отражения, сознание способно направлять познавательную активность на самого себя, что есть на самосознание, значит, разум может конструировать внутренние модели собственного функционирования и ставить саморазвитие в качестве внутренней цели. Экзистенциальная философия Ж.П.Сартра о «обречённости на свободу» подчёркивает, что разум неизбежно создаёт смыслы и цели, даже если они кажутся на первый взгляд произвольными. Однако, эта автономия не абсолютна. Разум формируется в контексте языка как системы значений и культурных традиций, задает новые и новые горизонты для нашего понимания мира, межличностные общения только обогащают наш когнитивный опыт, делая нас профессионалами. Следовательно, «саморазвитие» разума часто оказывается направленно вовне — на решение задач адаптации, творчества и социального взаимодействия.
Тезис о существовании чистого разума, без эмоциональных составляющих - на проверку слабый аргумент и вот почему. Эмоции — не досадные помехи на пути логического мышления, а неотъемлемый компонент когнитивных процессов. Это подтверждено многими нейробиологическими исследованиями, в частности А. Дамасио данные его работы показывают нам, что повреждение эмоциональных центров мозга парализует способность к принятию решений, а психологические наблюдения свидетельствуют нам о том, что эмоции служат своеобразными «якорями» для памяти и мотивации. Даже кантовский категорический императив предполагает эмпатическое признание достоинства другого. Разум, лишённый эмоциональной составляющей, неизбежно скатывается к эгоцентризму. Эгоизм не равен заботе о себе. Разум, замкнутый на себе, перестаёт развиваться, а именно так наступает его «смерть» как инструмента познания, творчества и взаимодействия с миром. Его рациональность становится инструментальной, то есть цели сводятся к утилитарной выгоде, а другие субъекты воспринимаются им как средства. Такой «холодный» интеллект, лишённый гуманистического измерения, утрачивает связь с подлинными ценностями человеческого существования. Наши чувства задают моральные границы рациональности. Без учёта переживаний и эмпатии разум становится слепым орудием власти и эгоизма. Именно эмоции напоминают нам всем, что цель не может оправдывать средства, а человек не должен быть лишь функцией. Таким образом, разум достигает полноты бытия лишь в единстве с эмоциональной сферой, именно в синтезе мышления и переживания создается инструмент познания, основа для гуманистического существования, где саморазвитие неразрывно связано с благом других. В этом заключается парадоксальная истина высшей стадии развития материи: чтобы быть собой, разум должен выйти за пределы себя.
Свидетельство о публикации №125121306052