ИИ, прочь мозги от наших стихов!!!

Давненько Юрий Петрович не тревожил своих семинаристов умными мыслями.
Однако НТП в очередной раз наступил ему на пятки и заставил обнажить перо.
ИИ вторгся наконец в святая святых - авторскую песню.

Вернее даже не так. Стихиряне привлекли ИИ для решения своих задач и вот что из этого вышло.

Это просто мысли вслух, но приглашение к большому разговору.

Нам от ИИ никуда уже не деться, но нельзя дать подмять себя этому ИИ.

Авторская песня это – поэзия, положенная на музыку.

Понятно желание тысяч стихирян услышать свои произведения из уст известных исполнителей (ведь ИИ синтезирует свой голос именно из них) и таким образом их обессмертить.
Ведь Марина Цветаева как-то сказала: «Чтобы вещь продлилась, она должна стать песней»

Поэзия Окуджавы, Высоцкого, Галича (и же с ними) прекрасно справилась с этой задачей усилиями самих авторов, их талантом, силой духа. Их песни-СТИХИ живут, поются, не забываются.

Они ПРОДЛИЛИСЬ, по меткому выражению Марины Цветаевой.

Но музыка стиха, заключенная в нем, мне кажется, не может быть извлечена с помощью ИИ. Хотя бы потому, что нельзя запрограммировать настолько сложные процессы как мелодизация собственных стихов. Не текстов, но стихов.
Моя коллега, прекрасный поэт, увлеклась мелодизацией своих стихов с помощью программы Suno.

И вот что интересно: отдельные стихи просто прекрасно легли на мелодии, созданные ИИ и воспроизведены приятными голосами. Просто заслушаться можно.

НО вот ведь какая штука:
Так или иначе можно прекрасно мелодизировать аккуратный ямб или хорей. Аккуратные стройные трёхсложники. Причём желательно, чтобы соблюдались правила: ямб и хорей желательно писать двухсложными словами, трёхсложники – трёхсложными. Чтобы не было разночтений в расстановке ударений и акцентов.

А вот я попытался мелодизировать свою старую песню с помощью этой программы – для эксперимента. И что же? ИИ потерпел полное фиаско.

Сила авторской песни – поэзии, положенной на музыку - в органичности слова и музыки, которые сливаются воедино, а вместе с харизмой автора просто способны творить чудеса.

Вчитайтесь и вслушайтесь в слова Бориса Леонидовича Пастернака:

«Август»

Как обещало, не обманывая,
проникло солнце утром рано
косою полосой шафрановою
от занавесей до дивана.

Ритмика этого фрагмента весьма сложна и музыка, скрытая в этих строках чудесна, но единственна. Все попытки создать иную мелодию, чем была создана в божественных 60-х ленинградским прозаиком Толей Михайловым, будут обречены на неудачу.


Как обещало, не обманывая
+оо1 о+о1 ооо
проникло солнце утром рано
о+о1 о+о1 о
косою полосой шафрановою
о1оо  о+о1  ооо
от зАнавесей до дивАна.
+1оо  о+о1 о

Заметили ли Вы, кстати, в первой и третьей строке окончание из трёх безударных слогов – гиперДАКТИЛИЧЕСКОЕ? В остальных катренах – обычное дактилическое окончание в 1 и 3 строчках. И именно в первом катрене это необычное окончание применено. В интродукции, так сказать.

И вот ещё что важно
:
Казалось бы, если поставить ударение «от занавЕсей», четвертая строка стала бы ритмически адекватна второй. Однако для этого надо было бы, чтобы не создавать распада ударения, сказать «от занавЕсок до дивана». Но если бы поэт сказал «от занавЕсок до дивана», тогда конечно всё было бы гладко и адекватно, но поэзия из-за этих банальных «занавесок» моментально бы улетучилась куда-то безвозвратно.

Вот в этих то нюансах и теряется ИИ, пытаясь музифицировать истинную поэзию.
Качественный текст песни и поэтический текст далеко не одно и то же.
Слова, пригнанные друг к другу таким образом, что ни порядок слов нельзя поменять, ни слова не заменить, вот это и есть поэзия.

Но с «Августом» ИИ справился. На троечку, конечно, но справился.

А вот с моей «Электричкой» не справился совсем. Зубы обломал.

Смотрите какова ритмика этой самой «Электрички», какова строфика, какова схема рифмовки:

Как это странно:
1+о 1о
будто бы в разные страны
1о+ 1оо 1о
Мы, распрощавшись вдруг друг от друга ушли.
1 оо1 о1 ++1 оо1
Будто нежданно
1оо 1о
вдруг посреди океана
1оо 1оо 1о
на судне нашем все отказали рули.
1 +о1 о1 оо1 оо1

Как видим, если строки 1, 2, 4 и 5 - обычный дактиль, пусть разного размера, то строки 3 и 6 это такой невиданный логаэд, для которого в моей классификации просто нет места из-за этого оторванного и обособленного первого слога.
 
И схема рифмовки сквозная ААбААб – секстина на две рифмы.
Полностью ознакомиться с данным опусом можно здесь:

http://stihi.ru/2007/03/20-2812

Там же имеется ссылка на фонограмму на Стихофоне.
 
Помнится, я как-то говорил,  что самые лучшие песни получаются, если у них логаэдический ритм. И вот моя старая песня, которой уже больше 30 лет, оказалась именно таким логаэдом. И была написана в то время, когда я и понятия не имел ни о какой теории стихосложения, кроме самой элементарной. А уж о том, что осмелюсь теоретизировать и попирать всеми признанные авторитеты, Боже упаси!

Итак, семинаристы, жду Ваших мнений.
Вечно Ваш,
Ю.П.

PS. К сожалению за четверть двадцать первого века практически ничего не поменялось в возможностях стихиры. Невозможность прикрепить фонограммы во многом снижает ценность данного материала. Но кто ищет, тот найдёт. А вопрос похоже очень даже назрел. И если кто-то хотя бы задумается в этом направлении, цель данной публикации будет достигнута.


Рецензии
Не вдаваясь в подробности, могу рассказать такое явление.
Мой товарищ по стихире давно пишет стихи, причём в брльшинстве это акро.
При этом не сильно заморачивается ритмом и рифмой, возможно он просто не замечает этих сбоев. Понятно, что стихи выходят ни бог весть какие.
Недавно он увлёкся перекладыванием своих текстов на музыку с помощью ИИ.
Меня поразил результат.Получаются довольно приличные на слух песни. Не замечаются стихотворные огрехи. Оказывается ритм музыки "перебарывает" сбойный рити, плохую рифму стихов и получается вполне приличный результат. А ведь и раньше писали песни на плохие стихи, а они становились хитами. Даже выражение есть такое, песня "не на стихи, а на "слова" Вот такая интересная штука. Пока ИИ помогает немузыкантам озвучить свои стихи. А музыкантам может помочь сделать заготовку, начальную версию, которую нужно будет доработать и привести в порядок. Что касается написания стихов, то тут дело сложнее, чем с музыкой. А как помощник, как инструмент для стихотворца ИИ очень даже подходит.

Николай 55   13.12.2025 15:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.