Варуна, Митра и Тешуб

Это не боги, рождённые в гимнах. Это первые нотариусы реальности, чьи имена запечатлены не в мифе,
а в параграфах международного договора между царством Хатти и государством Митанни
(около 1380 года до нашей эры).Их не призывают в молитвах — их приводят в свидетели.
Формула не о, могучий!, а да узрят Митра-Варуна, Индра и Насатья.
Два имени из этого списка стоят особо:Митра и Варуна.
А позже,в сердце хурритского мира, к ним присоединяется громовержец Тешуб.
Они— не триада. Это три уровня обеспечения сделки: Закон (Митра), Космос (Варуна) и Санкция (Тешуб).

Их общее начало — не рождение, а со-присутствие как необходимое условие.

Они не породили друг друга. Они проявились вместе как непременные атрибуты упорядоченного существования.
Варуна— это всеохватность, небо как океан истины. Митра — это договор, рукопожатие, скреплённое солнцем в зените.
В ведийских текстах они— братья-близнецы. Здесь, в Митанни, они — арийские божества,
принесённые правящим классом и встроенные в местный хурритский пантеон.
Их призвали не для поклонения.Для скрепления клятвы.
Нарушитель отвечает не перед царём— перед самой архитектурой мироздания.

ВАРУНА: Тот, чьи путы сотканы из звёзд

Он — не бог вод. Он — принцип связности. Не океан, а влажность, проникающая во всё сущее.
Его имя родственно греческому ouran;s (небо) и означает покрывать, обнимать.
Он— основа ткани бытия. Его сети невидимы, но неразрывны: это законы природы,
цикл дня и ночи,течение рек, путь светил. Он не судит — он связывает.
Не верёвками,а законом (рта), изначальным порядком.
Ложь или нарушение клятвы— это разрыв в полотне, и Варуна ощущает его
как боль в собственной ткани.Наказание приходит не как кара, а как естественное следствие:
болезнь,внутренний недуг, вода в животе (асцит), — саморазрушение организма,
выпавшего из гармонии.Он — всевидящее ночное небо. Его глаза — звёзды.
От него не скрыться,ибо ты и так внутри него. Он — не грозный судья, а сам факт неотвратимости.

В договоре Митанни он — не главный. Он — фундамент. Незыблемая гарантия,
что мир держится не на силе,а на изначальном, космическом порядке.
Его путы — это и верёвки, связывающие жертвенный столб,
и Млечный Путь на небе,и внутренние обязательства человека перед истиной.

МИТРА: Тот, чьё слово отлито в полуденном свете

Если Варуна — ночь и всеохватность, то Митра — день и прямота.
Его имя означает Договор, Согласие, Друг. Он — бог не дружбы-чувства,
а дружбы каксоциального контракта. Он покровительствует не душам, а рукопожатиям.
Его стихия— не вода, а камень, на котором высекают условия. Не сеть, а чёрта, линия границы.
Он— солнце в зените, которое не позволяет теням лгать, освещает всё равномерно и беспристрастно.
Он следит за исполнением обещаний:между людьми, между царём и народом, между царствами.

В договоре Митанни его имя стоит в первых строках — не случайно. Он — сам договор, обожествлённый.
Нарушивший слово оскорбляет не абстрактную справедливость,а самого Митру лично.
И наказание будет не болезнью,а распадом связей: крахом союза, утратой доверия, войной.
Он— солнечный свет, в котором невидимая паутина Варуны становится зримой, как роса на утренней паутине.
Он делает космический закон(рта) — человеческим законом, прописанным и скреплённым.

ТЕШУБ: Тот, кто скачет на быке, охраняя проведённую черту

Он — местный, хурритский. Он не пришёл с ариями. Он был здесь всегда —
бог грозы и бури,властитель горных вершин. Его имя означает Ревущий, Дующий.
Владыка небесных вод,но не спокойных, как у Варуны, а яростных — ливня и града.
Его оружие— топор (labrys) и пучок молний. Его колесницу мчат быки Серрис и Хуррис
(Утро и День), а сам он стоит на вершине как на пьедестале.

Но в контексте Митанни и её договоров — он не просто громовержец.

Он— силовая гарантия. Варуна создаёт ткань порядка, Митра скрепляет её словом,
а Тешуб— тот, кто стоит на страже, чтобы эту ткань не разорвали грубой силой.
Он— исполнительная власть вселенной. Его молния — не слепая ярость.
Этосанкция. Удар по тому, кто уже порвал узы Варуны и предал слово Митры.
Он защищает не просто территорию— он защищает сам принцип договорного пространства,
где действуют законы,а не произвол.

В митаннийском пантеоне он — царь богов, супруг богини Хепат.
Его культ— в громе, землетрясении, плодородии от ливней.
Но для государства,чьё существование зиждется на хрупких договорах с великими соседями,
он становитсябогом-защитником легитимности, тем, чья ярость обрушивается на нарушителя клятв.

Их совместная работа — не сюжет для эпической поэмы. Это механика цивилизации.

1. Варуна обеспечивает метафизическую основу: мир держится на связях. Нарушитель разрывает ткань бытия — и заболевает ею.
2. Митра обеспечивает социальный механизм: эти связи оформлены в слова, клятвы, договоры. Нарушитель предаёт само понятие согласия — и изгоняется из общества.
3. Тешуб обеспечивает физическую защиту: тот, кто презрел и связь, и слово, будет сметён силой, служащей порядку, а не хаосу.

Они не три отдельных бога. Это три имени одного принципа: нерушимости устроенного мира.
Договор из Митанни— ключевой артефакт. В нём они не действуют. Они присутствуют. Как свидетели.
Как сама идея,что есть нечто выше воли царя и мощи войска: НЕИЗБЕЖНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Их наследие — не в руинах храмов (их почти не отыскали).
Оно— в самом факте, что первое, что пришло в голову для скрепления великого мира между империями —
не проклятия родом царя,а имена этих функций.

· Варуна — это страх перед болезнью вселенной, которую ты причинишь ложью.
· Митра — это стыд перед солнцем, которое видело твоё обещание.
· Тешуб — это гром, который обрушится как последний аргумент, когда страха и стыда оказалось недостаточно.

Они — протокол до-монотеистической вселенной.
Где божество— не личность, а функция.
И самая священная из функций—
удерживать слово, данное даже врагу.
Потому что если рухнет это—
рухнет ткань неба(Варуна),
рассыплется смысл слова(Митра),
и исчезнет последняя защита границ(Тешуб).
И останется лишь изначальный рёв без имени—
тот самый хаос,
против которого они все вместе и были призваны
в свидетели на самой первой странице нашей общей, хрупкой, договорённости быть людьми.


Рецензии