Обращение Карла Густава Маннергейма
Finland Independence Day!!!
Воевали с русскими, отдали часть территории, но независимость отстояли.
ЧИТАТЬ ВСЕМ:
Финальный приказ Карла Густава Маннергейма, легендарного главнокомандующего:
"Солдаты доблестной Финляндской армии!
Мир заключен между нашей страной и Советской Россией, суровый мир, согласно которому Советской России отходят почти все те поля боя, за которые вы проливали кровь, и которые были нам дороги и святы.
Вы не хотели войны, вы любили мир, труд и развитие — но вас погнали на битву, в которой вы совершили великие деяния, подвиги, которые в последующие века будут сиять на страницах истории.
Более 15 тысяч из вас, те, кто остался на поле брани, больше не вернутся домой, и не счесть тех, кто навеки утратил трудоспособность. Но на все удары вы всегда давали жесткий отпор, и в том, что сейчас пара сотен тысяч ваших противников покоятся навеки, обратив невидящие взоры к нашему звездному небу, вашей вины нет. Вы не ненавидели их, и не желали им зла; лишь следовали суровым законам войны: убей или умри сам.
Солдаты!
Я сражался на многих полях брани, но еще ни разу не видел воинов, сравнимых с вами. Я горжусь вами, как если бы вы были моими собственными детьми, горжусь одинаково сынами Похьолы с горделивых лапландских сопок, с остроботнийских равнин, из карельских лесов, с савонских холмов, с колосящихся полей Тавастии и Сатакунты, из светлых рощ Уусимаа и Юго-Западной Финляндии. Горжусь одинаково жертвой, принесенной и заводским рабочим, и парнем из бедной лачуги, и богачом.
Благодарю вас всех, офицеров, сержантов и рядовых, но хочу особо отметить жертвенную доблесть офицеров резерва, их чувство долга и готовность, с которой они исполняли задачи, которые не принадлежали им изначально. И среди них погибших в процентном соотношении больше, чем среди кого-либо на этой войне, но их жертва принесена с радостью и непоколебимым чувством долга.
Благодарю штабных офицеров за их мастерство и безустанную работу, и, наконец, благодарю моих ближайших помощников, начальника генерального штаба и начальника интендантской службы, командующих армиями, а также корпусами и дивизиями, которые часто делали невозможное возможным.
Благодарю финскую армию, все ее виды войск, что в своем благородном состязании совершали героические деяния с первого и до последнего дня войны. Благодарю за храбрость, которую она проявляла перед лицом многократно превосходящего противника, вооруженного отчасти незнакомым нам оружием, и за стойкость, с которой она держалась за каждый дюйм родной земли. Более 1500 уничтоженных русских танков и более 700 самолетов говорят о подвигах, совершавшихся зачастую и в одиночку.
С радостью и гордостью вспоминаю финских «лотт» и их долю в войне — их жертвенность и непоколебимую работу на различных постах, высвободившую силы тысяч мужчин для фронта. Их благородный дух ободрял и поддерживал армию, чью благодарность и уважение они получили взамен в полной мере.
Свое почетное место также занимают те тысячи рабочих, что в суровое военное время, зачастую вызываясь добровольцами во времена авианалетов, стояли за своими станками, изготовляя то, чего требовала армия; а равно и те, что безустанно под огнем противника трудились, сооружая укрепления. Благодарю их от лица отечества.
Несмотря на проявленную всеми храбрость и готовность к пожертвованию, правительство было вынуждено заключить мир на жестких условиях, что, однако, объяснимо.
Наша армия была маленькой, а наши резервы и кадры — недостаточными. Она не была подготовлена к войне против великой державы. Наши храбрые солдаты, защищая наши границы, были вынуждены с огромным трудом доставать припасы, которых не хватало, строить укрепления, которых не было, и ожидать помощи, которая так и не пришла. Нужно было где-то изыскивать оружие и технику в то время, когда все страны ожесточенно готовились к той буре, которая катится теперь над миром. Ваши подвиги пробудили восхищение во многих странах, но после продлившейся три с половиной месяца войны мы так и остаемся почти одни. Мы не получили иностранной помощи большей, чем два батальона, артиллерия и авиация, для наших фронтов, на которых наши собственные мужчины в сражениях днем и ночью, изнуренные физически и морально до предела, отражали все новые и новые удары сил противника.
Когда история этой войны станет известна, мир узнает о ваших деяниях.
Без помощи оружием и техникой, которую с готовностью нам предоставили Швеция и Западные страны, наша битва против бесчисленных орудий, танков и самолетов противника не смогла бы продолжаться так долго.
К сожалению, ценнейшие обещания помощи, которые дали нам Западные страны, не смогли воплотиться, когда наши соседи, волнуясь за себя, запретили их войскам проход через свою территорию.
После шестнадцати недель кровавых боев, без отдыха днем и ночью, наша армия по сей день все еще не сломлена противником, который, несмотря на чудовищные потери, лишь рос в численности; не пошатнулся и наш тыл, где бесчисленные авианалеты сеяли смерть и ужас среди женщин и детей. Наши сожженные города и разрушенные деревни далеко за линией фронта, вплоть до наших западных границ — свидетели мук нашего народа в прошедшие месяцы.
Судьба наша тяжка, коль мы вынуждены оставить чужой расе, с иным мировоззрением и иными ценностями, ту землю, что мы возделывали вековым потом и тяжким трудом.
Но нам необходимо предпринять эти тяжелые шаги, чтобы мы могли на той земле, что нам осталась, построить дома для тех, кто лишился крова, и лучшие возможности для жизни каждого из нас; и теперь нам предстоит больше, чем когда-либо, быть готовыми защищать нашу еще более уменьшившуюся родину с той же решимостью и энергией, с которой мы защищали ее неделимой.
С гордостью мы осознаем, что перед нами историческая миссия, которую мы продолжаем исполнять: защита западной цивилизации, нашего многовекового наследия; но также мы знаем и то, что наш долг перед западом теперь выплачен до последнего гроша."
Свидетельство о публикации №125121302429