В глубокой ангелы печали
МЕЛАНХОЛИЯ. ГРАВЮРА АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА*. 1514г. ИМПРОВИЗАЦИЯ.
В глубокой ангелы печали
Не прост их благородный труд
Немало людям помогали
Настало время отдохнуть
Посланники благие Бога
Оставят свой незримый след:
В беде приходит их подмога,
Несут они Господний свет.
Но что же ангел так задумчив?
Наверно трудно мир познать
Веленье Бога не нарушив
Всем руку помощи подать.
О смысле жизни и о смерти
О тщетной сущности земной
Несутся мысли в круговерти
Нарушив отдых и покой.
И черной тучей безысходность
Затмила яркий солнца свет
И поиск выхода бесплодность
Тревожит душу много лет.
*«Меланхолия» – самая знаменитая и загадочная гравюра Альбрехта Дюрера.
Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации, и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». Сам Дюрер не раскрыл смысл загадочных символов на гравюре, по этому поводу существует много различных мнений и немало разночтений.
Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Для этого немецкого мистика меланхолия – это нечто большее, чем состояние подавленности, удрученности и уныния. Меланхолик для него практически равняется гению. Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок. Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель.
Известно, что меланхолия - состояние мрачной тоскливой бездеятельности, при которой разум не отключён, он бодрствует, но нет сил и желания что-либо делать.На гравюре Дюрера изображена именно такая меланхолия, не депрессивное состояние, когда кажется, что всё плохо, а состояние усталости, задумчивости, вызванное не ленью, но сложной задачей, ношей, уделом.( Наталья Морсова, 2024
Свидетельство о публикации №224030301542 ).
Много предположений навевает загадочная картина. И всему есть место. Возможно, художник предупреждает о грядущей планетарной катастрофе, о которой еще в Ветхом Завете сказано: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». (Матф, гл.24.14-22). Взрослый Ангел, погружён в глубокую задумчивость, может он догадывается о скорой гибели планеты.У него на коленях Библия, он ищет способ помочь людям, книга уже прочитана, она закрыта, но Ангел пребывает в глубокой задумчивости. К стене здания приставлена лестница-дорога к Богу. Песочные часы, отмеряющие срок жизни, показывают половину истекшего времени. На стене весы как символ фортуны. Может быть, ещё есть время? Шансы жизни и смерти пока уравновешены. Почему дремлет Эрот? Маленький пухлый Амурчик грустит, он не парит в облаках и не высматривает жертву, чтобы поразить любовными стрелами. Все персонажи дремлют, в состоянии меланхолии засыпают все земные страсти. Колокол с натянутой веревкой вот – вот готов забить тревогу о надвигающейся беде, - призыв к людям уберечь мир. Пронзительный взгляд умирающего от голода пса символизирует истощенную природу и иссякнувшее Господнее терпение. Собаке покровительствует Сатурн, мрачная планета меланхоликов. Летучая мышь и фонарь указывают на сумерки земли. Злой Плуто - коварный подземный дух, тоже здесь, он притих в ожидании работы. Здесь и череп - символ смерти всего живого. Оторванные жернова - нарушен привычный ход дел на планете.
Огромный многогранник, - это кристалл - символ совершенства и гармонии, но он не интересен исследователю и задвинут на задний план. Под ногами лежит деревянный шар, гладко обточенный – это всё, что останется от планеты Земля. А плавильный тигель сообщает, что «мерзость запустения» возникнет при разломе земной коры, и тогда раскалённая магма довершит разрушение. Возможно, катастрофа уже началась: деревья стоят в наступающей воде. У ног озадаченной Меланхолии в беспорядке брошены строительные инструменты, теперь они бесполезны. Четыре ключа на поясе - символ власти, напоминают о четырёх гибельных опасностях для планеты, описанных в Книге Притчей Соломона (гл.30: 21-23). К поясу пристёгнут кошель, дырявый, кому теперь он нужен? Во время всеобщей катастрофы деньги и власть теряют смысл. Голову Меланхолии украшает венок из лютиков - средство от приступов тоски. В руках циркуль, зачем он, что измерять? Может быть, - знак ограниченности возможностей?
Как предвестие чего-то неизбежного в небе вспыхнула огненная комета.
Очень похоже на Откровение Иоанна Богослова об апокалипсисе: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр.8:10-11).
Ну вот, кажется, всё сложилось: - Альбрехт Дюрер передал потомкам божественное Откровение Иоанна Богослова о конце света. Живописец не пугает, он предупреждает о возможной гибели всего живого на земле и одновременно лелеет надежду на спасение, перебросив над рекой радугу. Ведь в Книге Бытия говорится о завете (договоре) Бога с Ноем и о Божьей благодати – об окончании всемирного потопа и всех бед на земле: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею». (Бытие, 9:13-15). Значит, ещё не всё потеряно?
11.12.2025
Свидетельство о публикации №125121105493
Я очень много почерпнула из него!
С наступающими вас Новогодними праздниками,Анатолий!
Храни вас Бог!
Галина Гейко 16.12.2025 09:22 Заявить о нарушении
Анатолий Моруга 16.12.2025 11:31 Заявить о нарушении