Лицо Глупости

«Сублимация – это механизм, который превращает наши низменные инстинкты в творческую энергию, что позволяет человеку не только выжить, но и развиваться»

Зигмунд Фрейд


С утра привлекла внимание публикация в одной из новостных лент об американской модели 80-х прошлого столетия. Новостные ленты давно уже не радуют содержательными публикациями. По большей части это трэш и хайп или что-то химерное по типу «трэшхайпанутое». При возрастной, казалось бы, зрелости нашей аудитории, ведь, в большинстве своём, публике, скажем, от 30 до 60 лет, но спотыкание интеллектуальное, да и глубина мысли не радует. Поэтому «трэш-контент» набирает обороты в рунете.

Не факт, что на него был велик спрос. Небольшой сегмент всегда есть у всего. Допускаю. Но окончательным продуктом такого внедрения есть процесс обратный к сублимации*, т. е. анти-сублимация. Для публикаторов, назовём их первой группой цепи, анти-сублимационных контентов, массовость возникает как самоцель. А массовость здесь уже даже не люди, а доля рынка по просмотрам и подпискам. Такая виртуальная копилка-притягашка, средство привлечения ярко выраженного денежного эквивалента. Для публикаторов это сильный стимул зависимости от трэша, отсюда закреп сознательной зависимости, как осознанного личного выбора.

Для второй группы цепи – «служителей», самоцелью является сама идея анти-сублимации, первые уже идут, как средство. Бенефициарные же самоцели иные. Им нужен результат. А за него платит сам рынок, (гениально!). Самоцель находится на окончании нити большого запутанного, для неискушенного глаза, клубка. Если его размотать, найти конец нити, вдеть в волшебную иглу сублимации и перепрошить ей рынок, можно будет сказать о переходе от массовости к индивидуальному сознанию и восстановлению самого человека в правах его личности.

Но что такое анти-сублимация? Думаю, что ничто иное, как прививка глупостью. Нет, не оговорился, не от глупости, для сАмой глупости. От глупости прививает хорошо и надёжно классическая русская литература и классическая музыка. Те прививки, что чаще всего выводятся за скобки жизни, становятся не обязательными, «пыльными», т. е. немодными во всех смыслах. Даже при наличии хороших библиотек в них ходить немодно, более того ещё и лень.

Так глупость начинает проклёвываться, проявляться. Всё, в принципе, имеет лицо. Иногда выгодно иметь его невидимым. Маски хорошо вуалируют. Самая продвинутая, изощрённо-коварная маска – это маска «безличия». Она растворяется в толпе, массе ничем не обременённой, кроме собственного комфорта. В мельтешащей толпе многоличие размазывается, смазывается сливаясь в одну неоформленную неуловимость, которая не закрепляется и при смене декораций/нелогических переключений, улетучивается из поля, всё более слабеющего, внимания.

Вместо резюме привожу краткую логическую формулу глупости. Глупость – «это запущенный анти-сублимационный агрессивный внепрограммный проект моды на незрячесть с отупляющей ленью и комфортом, с отсечением памяти и опыта под маской безличия».



*Сублимация — психологический механизм защиты психики человека. Защиты его нравственных ценностей при столкновении с социально неприемлемыми, запретными импульсами или эмоциями, чаще агрессивными, и перенаправление этих энергий в социально приемлемые формы деятельности для созидания и развития. Прим. авт.



Коллаж «Лицо Глупости» смоделировано автором эссе из фотографий, находящихся в открытом доступе в интернете. Выражаю благодарность их авторам.


Рецензии