Сельская община

      Сельская община возникла постепенно. В начале я хочу сказать, что любое правительство в любой стране для жизни этой страны забирало хлеб у крестьян. А где же еще можно было взять этот хлеб? Способы отъятия были разными в разное время. Сначала брали подати, потом налоги, а еще была хлебная разверстка.
      Когда земледелие стало твердым занятием крестьян, то враждебные действия, грабежи, вредительство – всё мешало людям жить и работать. Крестьяне искали защитника. Это были бояре и помещики. Бояре, имея у себя вооруженных людей, могли захватывать земельные участки вместе с крестьянами. Дворяне получали землю за службу царю. Землевладельцы и крестьяне договорились о взаимодействии. Было как бы хорошо.
      У А.Н. Толстого в романе «Петр I» показано у боярина Буйносова в коридоре для скота стоят крестьяне. Они поставлены на правёж. То есть слуга боярский должен этим крестьянам бить по ногам до тех пор, пока они не отдадут весь хлеб для боярина по подати или не упадут в обморок. Таким образом боярин получал столько хлеба сколько хотел. От этих побоев молодые и смелые стали убегать из родным мест на Дон, на Север, потом в Сибирь.
      После отмены Юрьева дня 9 декабря в конце 16 века крестьяне были прикреплены к боярину или помещику. Они не могли уйти к другому защитнику. Крестьян стали ловить и жестоко наказывать. А бегство крестьян продолжалось. Я перечисляю фамилии коми крестьян на р. Мезень и р. Вашка: Власов, Ванеев, Селиванов, Осипов, Марков, Высоких, Черных. Я могу перечислить много больше. Никто со мной спорить не будет, что это русские фамилии. Потомки не помнили, когда и как эти фамилии там появились.
      Крестьяне жили в селах и деревнях Царь и дворяне решили упорядочить отношения в крестьянской общине. У бояр и помещиков крестьяне стали жить общиной. Община у крестьян была и там, где не было крепостного права: Север России, Сибирь, Дальний восток. Отношения крестьян там, где было крепостное право. Помещики не владели крестьянами в качестве рабов, но рабы у помещиков были. Крестьяне отдавали своего сына барину за долги. Помещики так осмеливались жить, что торговали крестьянами, избивали их и даже ссылали в Сибирь. Но были у них и другие отношения. Помещик любил крепостную девушку и есть случай у Шереметьевых, когда барин женился на крепостной. У них был сын. Девушки и женщины крепостников, любили парней из слуг и рожали от них детей. Пьеса М. Горького «Старик». Есть об этих отношениях и в русских песнях. На Западе таких отношений никогда не было.
      В 20 веке крепостное право оставалось в России, я была знакома с дедом у которого бабушка была крепостной. То есть при Советской власти в России были люди, которые помнили крепостных.
      При установке крепостного права земельные владения бояр и дворян были в разных губерниях. Среди землевладельцев утвердились очень богатые и знатные люди. Это Долгорукие, Голицыны, Шереметьевы, Юсуповы, Яковлевы – вообще многие. Дворяне имели возможность увеличить свои владения. Но со временем между земледельцами произошло расслоение на богатых и мелкопоместных.
      Бояр и дворян можно было называть одним словом – землевладельцы, они делили свои земли на две части. На одной выращивали хлеб и овощи для барина. Здесь крестьяне работали на барщине. Они со своим инвентарем трудились под присмотром надсмотрщика, как рабы. Если они лениво работали, то надсмотрщик имел право их наказать (побить). Их можно было обругать, оскорбить, т.е. все как в рабстве. Надсмотрщиками, как правило, были иностранцы, которые не говорили по-русски (немцы).
      Другую часть земли барин делил между крестьянскими семьями, каждой отдельно. За это крестьянин должен был отдавать барину зерно, мясо, яйца, овощи, плату устанавливал барин сам. Постепенно крестьяне согласились на то, чтобы на сходе делить участки, чтобы получить землю плохую, среднюю и хорошую. Каждый год они надеялись получить землю получше. Это явление ухудшало земледелие, а не улучшало. В деревне не было агрономов, зоотехников, а крестьяне не были грамотными. Земледелие в России было отсталым. На Западе уже появились машины. В России богатые дворяне, например, родители Герцена Яковлевы, покупали машины, но они работали до первой поломки. После этого они просто валялись, чинить было некому, негде и работать на них тоже специалистов не было. У многих крестьян был деревянный плуг (соха).
      Герцен писал в своих воспоминаниях (он жил в Лондоне), что во время сенокосных работ, крестьяне мыли, убирали, чинили, господский двор. Потом на своих лошадях с телегами и санями ехали на вокзал встречать барина с семьей. Потом этот обоз шел обратно с барским барахлом.
      Барин своим хозяйством не руководил (за редким исключением), а хозяйствовал управляющий, тоже в основном иностранец (француз после революции во Франции). Господа любили охотничать и у многих хватало ума топтать крестьянские поля. А собак у них было сколько! И слуг, обслуживать это хозяйство.
      План об отмене крепостного права составлял В.В. Голицын, фаворит Правительницы России Софьи по матери Милославской. Но тогда никто не хотел, чтобы женщина стояла у власти (курица не птица, баба не - человек), а про княгиню Ольгу они подзабыли или сделали вид, что подзабыли. У Софьи не было хороших помощников. Боярин В.В. Голицын был умным и образованным человеком, но государственным деятелем не был. Софья тоже была умной и образованной, но их жизнь закончилась тем, что Софья поехала в монастырь, В. В. Голицын в ссылку. Царями стали братья Романовы. Петр и Иван. Иван был тихим человеком, и сказал брату: «Пусть за все отвечает Петр I, а он мешать не будет» Век Петра I прошел в битвах и славе. Крестьяне не все были довольны своей судьбой, но Петр I расправлялся жестоко.
      Крестьянские войны в то время были: при Тишайшем царе Алексее Михайловиче, при Петре I, при Екатерине II, дальше войны с французами и восстание декабристов.
      Екатерина II переписывалась с Вольтером. Французские энциклопедисты – вот родоначальники революционных теорий. Это они сказали, что люди должны жить по другому, а не при крепостном праве. Братство, равенство, свобода. Кто выступал всегда против этого лозунга. Это – враги людей. Екатерина II хотела ослабить крепостное право в России, но дворяне выступили против. Она не могла настаивать, так как сидела на троне незаконно. А народ воспевал песню о Стеньке Разине, который руководил крестьянами еще при Алексее Михайловиче. А при Екатерине II был Емельян Пугачев.
      Образованные и культурные люди считают, что 20 век в истории человечества был просто ужасным. И не столько в том, что было две мировые войны, а в том, что он уничтожил Российскую империю. Какой был царь Николай II, его родственники и многие из дворян. Они только о том пеклись, как бы лучше что-нибудь сделать для народа! Романовы были у власти 300 лет. Всякое было в жизни империи, а она всех удивляла своей величиной и своим могуществом. Думали, что так будет всегда. Но был в России один минус, который и погубил её.
      Крепостное право установилось в России в 16 веке. Дальше – 16, 17, 18, 19, 20 век, а в России все тоже самое. Вот где собака была зарыта.
      Наступил XX век. В Европе во всех странах развивался капитализм. Где более где менее. Крепостное право было отменено уже не вчера. Из ведущих стран одна Россия была под руководством царя и феодалов. Не это ли было чудом-юдом в Европе? Странно, но в России было все по-прежнему. Никто не знал, что будет дальше в этой стране. Всех пугала её величина, бедность населения, неграмотность, бесправие народа. Что-то, что-то будет в России? В 1861 году в России было отменено крепостное право. А каковы результаты? Сельское хозяйство как было отсталым, так и осталось. Феодалы чувствовали, что надо отменять крепостное право, иначе дело добром не кончится. Но реформа была сделана так, чтобы барин не пострадал. Крестьяне землю не получили. Они должны были платить за землю и за волю. А пока не заплатят, то должны будут работать как раньше. Правда ненавистное слово барщина было заменено на слово отработки, другие повинности на слово издольщина и испольщина. Крестьяне по-прежнему со своим инвентарем работали, только теперь не было немца фогеля (надсмотрщика), которого крестьяне закопали живым в землю (Н.А. Некрасов). Крестьяне теперь назывались вольноопределяющимися, но как и раньше, они должны были работать на барина. Земля к югу от Москвы (хорошая земля) стоила дорого, а воля – дешевле. На севере где земля была хуже, воля стоила дороже, чем земля. Но у Н.А.Некрасова было написано, что дворяне от этой реформы счастливыми не были. «Реформа ударила одним концом по барину – другим по мужику» Ну а мужики? Об этом хорошо сказано в повести «Деревня» у И.А. Бунина (1870 - 1953). Крестьяне как были «ужасающе бесправные, забитые, запуганные, темнота, неграмотные». Как вам нравится характеристика крестьян потомственным дворянином И.А. Буниным. «Эх и нищета же кругом! До тла разорились мужики, трынки не осталось в оскудевших усадьбишках раскиданных по уезду». Бедность была такой, что казалось чудом-юдом в России. Повесть вышла перед реформой Столыпина. А вывод И.А. Бунина был такой, что жизнь крестьян после отмены крепостного права не изменилась.
      Один из выдающихся государственных деятелей России П.А. Столыпин (1868 - 1911) пришел к выводу: «Надо уничтожить крестьянскую общину». Община с отработками, издольщиной и испольщиной была пережитком феодализма. Она мешала развитию капитализма в деревне, она не давала в город рабочую силу и тут она тоже мешала капитализму. Понимал ли Столыпин истинную причину старых пережитков? У меня были мысли, что понимал, но сделать ничего не мог. Ведь погиб он не случайно.
      Слова о том, что крестьянская община была пережитком феодализма принадлежат В.И. Ленину. Смотрите, как близко подошел П.А. Столыпин к идее Ленина, но как убрать эту общину у них планы были разные. В.И. Ленин предлагал отменить помещичье землевладение, а Столыпин не мог этого сделать. Он предложил разрешить крестьянину выходить из общины с землей, если он заплатил за землю и за волю. А если не заплатит, то на какие деньги будет жить барин. Можно было выйти на хутор, т.е. жить отдельно. Некоторые крестьяне, чем платить за бедняка в общине, вышли на хутор, некоторым удалось разбогатеть. Они стали кулаками. Но таких оказалось мало, большинство крестьян остались в общине. До реформы, которую проводил П.А. Столыпин можно было уехать в Сибирь и там поселиться. Некоторые уехали… Местные встретили их враждебно и дело доходило до смертоубийства. А некоторые умирали в дороге, Дети хотели вернуться домой. Они помнили свою деревню, село и реку, на которой они стояли. Так начиналась беспризорность в России, (дети домой шли пешком).
      П.А. Столыпин (1868-1911) боялся революции и надеялся решить проблему путем реформы. Это удивительно, что шел уже XX век, а феодалы полагали, что и дальше они будут жить за счет крестьян, при царе. Вот пример. Рассказ Л.Н. Толстого «После бала», феодалы любили балы, они были нарядно одеты, говорили по-французски. На балу красовался полковник. Он был хорош собой, стройный, в красивом мундире. Но бал закончился. Он сел на коня и поехал в воинскую часть. Там надо было наказать одного нарушителя порядка. Это наказание называлось – пропустить сквозь строй. Солдаты с палками в руках становились шеренгой в два ряда. А по середине пропускали виновника. Солдат было человек 20 (10 по одну сторону и 10 – по другую), они должны были бить палками виновника не просто так, а сильно. К концу этой процедуры солдат падал без сознания или умирал тут или в казарме. Офицер с «чистой совестью» уезжал домой. Это ведь было в XX веке, когда крепостное право было отменено. Солдат не мог пожаловаться, просить помощи. У него на это не было прав.
      Наступил XX век, а что с крепостным правом?  Был он в России или нет, конечно, официально он был отменен, а пережитки были. Вот примеры: роман Максима Горького «Мать», сочинения Л.Н. Толстого «Воскресение», «Анна Каренина», «Живой труп», «После бала», В.А. Гиляровский «Трущобные люди», «Обреченные», о крестьянах повесть «Земля» И.А. Бунина. О жизни помещиков и капиталистов пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». В этой пьесе все участники закрыли в старом нежилом доме верного слугу Фирса (очень старого) и все об этом забыли. Капиталист один живет: ни семьи, ни детей. Он любит только деньги. Еще Раневская не съехала со двора, как начали рубить вишневый сад. Русские люди бывали в Европе, видели капитализм и не хотели его в России. Но он шёл. Он был более прогрессивным строем. Сельская община мешала капиталистическим отношениям в сельском хозяйстве и промышленности. Поэтому его надо было упразднять. За общину горой стояли не только феодалы, но и крестьяне. Они боялись выхода из нее. Она могла спасти людей от полной нищеты. В общине случалось, что за бедных платили соседи. Бедным мог стать любой человек и этого боялся. Вот пример: Смоленский край (не Сибирь) поэт М. Исаковский пишет, что однажды овцы пришли домой после пастбища, у этой семьи овец не было. Они, наверно, были вместе, на них напали волки и всех съели. Волков было много. Но такие крестьяне, которые захотели выйти из общины все же были.
      Надеяться на то, чтобы Государственная Дума первая или последняя способна решить какой-то вопрос не стоило, потому, что там сидели дворяне. Они ведь никогда не стали бы голосовать за отмену феодального землевладения. Никогда этот вопрос не решило бы Учредительное собрание. Оно было очень пёстрым по составу и, конечно, там вряд ли нашлись две группы депутатов, у которых сошлись бы интересы. Например, там были казаки, солдаты, дворяне, капиталисты, рабочие. Найдите такой вопрос А решать надо было уже быстро. Это могли сделать только большевики, которые выдвинули руководителем В.И. Ленина и И.В. Сталина. Только они могли решить все вопросы, навести порядок и привести народ к победе.


26 ноября 2025 г.
Шергина Г.А.


Рецензии