Вспоминая Новикова-Прибоя, или чуточку хвастовства

Друзья, берётесь в одиночку сдвинуть с места авианосец? А вот я берусь! "Ты что, перебрал или спятил?! – скажете вы, – в хвастовстве тоже нужна мера!" Да, нужна, и лучшей меры, чем точный расчёт, не найти! Вспомним не столь давнее шоу, устроенное английским телеведущим Джереми Кларксоном. Он прицепил тросом к своей малолитражке контейнеровоз, а эти суда, к вашему сведению, весьма солидного водоизмещения – в десятки тысяч тонн, а то и в сотни тысяч. Меньшими их строить не имеет смысла. Тот контейнеровоз, был, видимо, не из стотысячников, но тоже хорошо! Так вот, Кларксон медленно, осторожными рывками, раз за разом дёргал огромное судно, и оно понемногу, по сантиметру, стало сдвигаться, медленно-медленно набирая скорость. Но ведь это машина всё-таки! А ты, хвастун старый, берёшься своим п...чим паром, да ещё в одиночку? И вообще при чём здесь литературный сайт? А вот при том! С чтения нашей отечественной литературы и начались все эти чертовски занятные размышления. А конкретно – с прочтения последнего неоконченного романа Алексея Силыча Новикова-Прибоя "Капитан первого ранга". Есть там один интересный эпизод. Действие происходит на вымышленном российском броненосце "Святослав", водоизмещением в пятнадцать тысяч тонн. Командир броненосца, дикий самодур, в наказание не помню за какую провинность, приказал нескольким матросам взять на шлюпке броненосец на буксир, и гребя, сдвинуть его с места. Эта экзекуция творилась в иностранном порту, на глазах у моряков-иностранцев и местных жителей. Давно читал, не помню, чем самодурство завершилось. Ясно было, что люди вконец выбились из сил, ведь грести их заставили изо всех сил. И вот как-то пришла в голову мысль – а был у нескольких матросов хоть малый шанс заметно сдвинуть с места такую махину? Казалось бы, ответ ясен. Ничего не получится. Но... Не стоит рубить сплеча! Вода не земля. Её сопротивление движению растёт пропорционально квадрату скорости от нуля и может быть сколь угодно малым. Итак, берём авианосец. Сразу уж "Нимиц", если чёртовы янки позволят потехи ради провести такой эксперимент. Допустим, корабль стоит в защищённой гавани в штилевую погоду, вода как зеркало, неподвижна и спокойна. Трудно представить такое, но допустим, чёрт или бог предоставили, тоже ради потехи, такие идеальные условия. Корабль полным водоизмещением под сто тысяч тонн. Старый трепач, допустим, молод, как 40-50 лет назад. "Нимицев" ещё не было, был почти такой же "Энтерпрайз", округлим его 85 тыс. тонн до ста тысяч для простоты. Начинаем считать. Тело массой в килограмм под действием силы в килограмм набирает за секунду около десяти метров в секунду. Какую скорость наберёт тело массой в тонну под действием той же силы за то же время? Около сантиметра в секунду – в тысячу раз меньше. Чтобы той же силой разогнать до той же скорости тысячу тонн, понадобится тысяча секунд – семнадцать с чем-то минут. Увеличим силу в пять раз, чтобы не слишком перенапрягаться. И мы за те же семнадцать минут разгоним до сантиметра в секунду посудину в пять тысяч тонн! А стотысячное корыто? А до полмиллиметра в секунду. Мало, но немного заметно, ребята и девчата. Со скоростью улитки сопоставимо. А какой же путь пройдёт при такой тяге гордость дяди Сэма за эти тысячу секунд, непрерывно ускоряясь? Это будет произведение достигнутой скорости на время, делённое пополам, если помните школьный курс физики. То есть полмиллиметра в секунду множим на тысячу и делим на два – около 25 сантиметров. А что, молодой крепкий мужчина не может семнадцать минут грести непрерывно, создавая тягу в пять килограммов? Ещё как может! Может и вдвое дольше, и так как пройденный путь при равноускоренном движении пропорционален квадрату времени, то в этом случае он будет в четыре раза больше – около метра. Согласитесь, заметно, даже на фоне огромных размеров посудины. Но, скажете вы, ведь сопротивление растёт, и по мере увеличения скорости вычитается из тягового усилия? Давайте подсчитаем! "Энтерпрайз" посудина резвая, несмотря на огромные размеры. 35 узлов, ребята и девчата. То есть около 17,5 м/сек. Мощность его турбин, питаемых паром от ядерного парогенератора, около 300 тыс. лошадиных сил. Допустим, из них полезная часть, затрачиваемая на движение корабля полным ходом – 200 тыс. л. с. – так называемая буксировочная мощность. Какую тягу при такой скорости разовьёт одна лошадиная сила? Считаем. 75кг.м/сек делим на 17,5 м/сек. Получаем около 4,6кг. Множим это на 200тыс. Получаем тягу около 900 тонн. При скорости 17,5 м/сек. Разумеется, она равна величине сопротивления. Но скорость-то всего полмиллиметра в секунду, то есть в 35 тысяч раз меньше полного хода корабля! А, значит, сила сопротивления будет в 35 тысяч в квадрате меньше, то есть примерно в миллиард раз. Делим 900 тонн на миллиард, и получаем микроскопически ничтожные по сравнению с развиваемыми 5кг тяги  0,9 грамма, которые принимать в расчёт несерьёзно. Хотя забыл – при перемещении на метр скорость вдвое, а сопротивление вчетверо. Но полученные 3,6г тоже ничего серьёзно не меняют. Ваш покорный слуга ещё может колоть дровишки в течение двух-трёх часов с коротким отдыхом, и, естественно, минут тридцать пять грести на лодке с тягой в пять кило ему вполне плевать! Да, друзья, забыл чёртов склеротик! Застопорённые винты увеличивают сопротивление буксируемого судна примерно вдвое, но и семь грамм незаметны по сравнению с пятью килограммами, и корабль будет двигаться практически равноускоренно. Так что если дядя Сэм на это время разрешил бы дать для эксперимента свой суперавианосец, а чёрт или бог (Стрибог?) дал бы на это время нужное состояние атмосферы и вод, старый трепач без сомнений берётся утянуть хоть "Энтерпрайз", хоть "Нимиц", хоть "Адмирала Кузнецова" на метр! Вот к каким выводам иной раз приводит чтение книг наших замечательных писателей! Но дам всё же совет уважаемым читателям – не пытайтесь провести такой эксперимент. Бесполезно. В обычных, реальных условиях напор волн, течения и ветра даже на судно, раз в сто меньшее, чем суперавианосец, будет далеко превосходить ваши слабые человеческие силы, и вместо буксировки судна оно будет буксировать вас, дрейфуя, неважно, будете вы в шлюпке или наденете бурлацкую лямку на берегу. Так что всё написанное здесь можно воспринимать как просто шутку, навеянную литературным произведением. За исключением шоу английского телеведущего, вполне реального. Но кто из нас способен тягаться даже с малолитражкой? Да и она, ясное дело, тянула огромное судно далеко не в свежую погоду...


Рецензии
Володя, поделюсь воспоминанием юности. Сплавлялись на лодках, на вёслах. Отчалили. Смеха ради - в нашу ребятки сложили самый тяжёлый груз и решили посмеяться, обогнать, а потом взять на буксир. У нас на вёслах Надя, куда её силёнке до весельчаков из лодки ребят. Но... видимо, всё дело в воде, в её свойствах. Наша лодка пошла наравне с их, а потом и перегнала. На привале спросила Надю, как это удалось, не тяжело было? Она ответила, что сама не понимает, и вымотанной не выглядела. Правда, плыли в таком режиме недолго, и больше опыты не повторялись. Эпизод забылся, и вот напоминание. Охотно верю!

Елена Гусельникова   11.12.2025 12:30     Заявить о нарушении
Лена, лодки плыли по течению, значит, под уклон. И более тяжёлая поэтому за счёт своего веса набрала большую скорость, разгоняясь подобно санкам. Но, в отличие от санок, на воде нет трения покоя, и разгон будет при каком угодно пологом падении уровня, хотя скорость будет тем больше, чем больше уклон. Значит, чем ни быстрее течение, тем больше и дополнительный разгон. В вашем случае уклон зеркала реки, видимо, был достаточный. Ваши ребята перехитрили сами себя. А насчёт кораблей – теоретически возможно, но при идеальных условиях – спокойной неподвижной воде и безветрии. Эта статья просто шутка.

С улыбкой и благодарностью за интересный отклик,
добавивший материала для размышлений.

Владимир Павлов 8   11.12.2025 12:46   Заявить о нарушении
Да, уклон там был достаточный (если бы перед перекатом, где вода почти стоячая, эффект был бы другим), а в физике мы все тогда были не особенно сильны.
Спасибо за интересную статью!

Елена Гусельникова   11.12.2025 13:17   Заявить о нарушении