Мастерская - Шлифовка старого стиха
Сегодня у нас не совсем обычная встреча.
Наверняка у любого автора есть произведение, которое вроде и получилось, но что-то в нём не совсем то. И улучшить бы, окультурить, да в постоянной суете и спешке времени для этого катастрофически не хватает. Если таковой стих найден, добро пожаловать в нашу Мастерскую
+ + + + + +
Шлифовка старого стиха
+ + + + + +
Условия участия просты. Ищете любой свой не совсем получившийся стих, или требующий доработки – без разницы, был ли он где-нибудь опубликован прежде, или годами пылился в черновиках – и размещаете его в своей рецензии к данной статье.
Пример рецензии
Черновик:
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
1829 г.
Чистовик:
... Здесь пока ничего нет...........
Александр Пушкин 11.12.2025 14:44 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
В идеале – работа с текстом проводится самостоятельно. Спрашивается, каков тогда смысл участия? Тайминг. Иногда непросто взять себя в руки, чтобы переделать что-то старое. Особенно – творческой личности. Проще и быстрее написать новое! У нас же – время ограничено – на всё про всё – всего три с половиной дня. Красивый же результат проделанной работы будет опубликован в отдельной отчётной статье. Почему бы лишний раз не заявить о себе и своём творчестве на нашей площадке?
Но при необходимости консультироваться с другими авторами по своему стиху однозначно можно и нужно. Надо пользоваться имеющимися возможностями. Для этого в комментариях к своей рецензии озвучивайте вопросы и сомнения по своему творению, просите совета или помощи, рассуждайте, хотите – просто философствуйте. Если у других авторов Ваши комментарии отзовутся – к обсуждению непременно присоединятся.
Важный вопрос – а как реагировать на чужие стихи? Ответить на него непросто. Если много комментировать – это очень сильно отвлекает. Если давать непрошенные советы, настаивать на изменениях – каков будет результат? Как бы тут не «причинить добро», отняв драгоценное время или навязав чуждые мысли. Но бывают случаи, когда вмешиваться и возмущаться просто необходимо – например, искажение исторических фактов или слов цитируемых авторов, клевета, оскорбление или нечто ещё. В общем, каждая ситуация уникальна, как и люди, её создавшие, и подход должен быть индивидуальным.
Белые стихи, переводы, стихи агрессивного содержания, разжигающие религиозную, национальную, социальную, идеологическую рознь в Мастерскую для участия не принимаются. Может быть отказ ко включению в итоги и другим стихам – в этом случае причину отказа ведущие озвучат.
От автора в Мастерскую принимается:
– до 3-х стихов, требующих доработки;
– общий объём стихов – не более 60 строк.
* * *
Работа в Мастерской продлится до 23:00 мск воскресенья 14 декабря 2025 г., после чего отшлифованные стихи будут размещены в Итогах, где желающие смогут опубликовать конструктивную критику участвующих произведений или написать отзывы на наиболее впечатлившие.
С уважением,
Гай Юльевич и Вероника Тышкевич
Иллюстрации из открытых источников сети Интернет
Свидетельство о публикации №125121103440
Читаю и зачитываюсь гениальным романом Фёдора Достоевского "Братья Карамазовы". Преже ни из одного другого произведения не хотелось сохранять столько цитат и вновь и вновь перечитывать их. Одна из озвученных в романе мыслей активно проживается и переживается и сейчас, она и натолкнула на идею стиха. А двигателем стал конкурс на другой площадке с ключевым словосочетанием "жили-были".
Но что-то в стихе не то. Успею или нет за три дня отшлифовать – большой вопрос. Буду думать.
«...мыслю: «Что есть ад?» Рассуждаю так: «Страдание о том, что нельзя уже более любить». Раз, в бесконечном бытии, не измеримом ни временем, ни пространством, дана была некоему духовному существу, появлением его на земле, способность сказать себе: «Я есмь, и я люблю». Раз, только раз, дано было ему мгновение любви деятельной, живой, а для того дана была земная жизнь, а с нею времена и сроки...»
(Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)
Черновик:
Жил-был-любил – помнить вечно об этом
Нечто приестся, наскучит, и ропот
ввысь направляешь запальчиво-гневно –
хожены и перехожены тропы,
тесно и пресно в возне ежедневной!
Сколько истаптывать стопы?! …Вдруг – всполох –
и небеса разверзаются, чтобы
стал наконец-таки духом бесполым.
Кончены сроки и время учёбы.
А окунаешься – в рай или в пекло?
Чувствуешь ярко пространство, себя в нём,
вся информация – в доступе беглом,
но – не отъемлем от тонкого плана.
Раз, только раз – в бытии бесконечном,
неизмеримом – земного стать частью.
Бойкой, живою любовью увлечься,
вспыхнуть свехновой суметь в одночасье.
Жил-был-любил – помнить вечно об этом
в мире ином, в мире высшем и горнем.
Так ли мучительно быть человеком?
Так ли задумка бессмысленна в корне?
* * *
Чистовик:
... Здесь пока ничего нет. И будет ли? – вопрос.
Вероника Тышкевич 11.12.2025 18:12 Заявить о нарушении
И поражён!
О стихе.
Можно было бы выбрать реализацию идеи ада, обыгранную простыми и понятными словами, как писал, например, Константин Симонов. А можно, как здесь - как бы обрывочно - от одной мысли к другой.
1-й вариант сложный тем, что просто и последовательно можно писать о том, что знаешь.
2-й вариант предугадывания - обрывочный. Он здесь и реализован. И реализован, как предчувствие, как попытка осознание сна о будущем.
По-моему, интересно!
Спорно ли?
Так ведь у Достоевского тоже спорно. Не спорно, если его предчувствие назвать гениальным предчувствием.
А проверки даже в 3-м тысячелетии от Рождества Христова нет!
Поэтому, повторюсь, интересно.
Думаю, Достоевскому этот стих понравился бы!
Но Достоевский стихов не писал. Стих в "Бесах" «Жил на свете таракан...» - это написано от ЛирГероя - и написано скверно, т.к. и ЛирГерой оторва.
А мы пробуем писать, поэтому...
1-я строка стиха кажется слишком уж строкой-затычкой до слова "ропот".
"себя в нём - плана" - при всём уважении, я тут рифму на откопал, как ни старался!
В остальном можно придираться и критиковать - а в результате сам себя критикуешь. Возьми - и сам попробуй написать на такую тему! А что? Кишка тонка?!
Это я сам к себе обращаюсь.
Так что браво!
Если вдруг от похвалы на автора найдёт озарение и еще катрен-другой родится, то жутко интересно - что ж ТАМ БУДЕТ? :-)))
Гай Юльевич 11.12.2025 22:43 Заявить о нарушении
Озадачили неожиданным комментарием.
К моим мыслям ещё сомнений добавили, а заодно и любопытство активизировали. Буду думать!
"сеБ'А в Нём - ПлАНа" - но ж рифма))
Вероника Тышкевич 11.12.2025 23:01 Заявить о нарушении
Пусть Анна рассудит - она ж танцор!!!
Гай Юльевич 11.12.2025 23:08 Заявить о нарушении
Размышление про отсутствие любви в
аду интересное, но мне ближе позиция Даниила Андреева из"Розы мира". Мы попадаем туда. во что верим при земной жизни. И самое страшное в аду, это отвергание жизни Духа. Человек попадает в пустоту, где нет никого и ничего, но его сознание - дух продолжает работать. И это самое страшное наказание - быть в вакууме, пустоте вечность, и понимать это. Это и есть страдание.
То есть любовь в первую очередь сама по себе первоначальна и она есть в духовной жизни. Мы будем продолжать любить и страдать, а на земле мы для прохождения испытаний в виде искушений. Нас проверяют на способность любить ближнего, а уже от этого получаем то, что заслужили.
По стихотворению:
1 катрен - недовольство жизнью, ропот.
2 катрен - небеса разверзлись. Мне не очень слово учебы здесь нравится. Как то со школой ассоциируется, хотя понятно, что всю жизнь мы учимся. Мне кажется что ближе был бы опыт.
3 катрен: в последней строке глагол не отьемлем во множественном числе. А в первых строках от первого лица. Поэтому. Или не отьемлю, или информация неотьемлема.
4 катрен: пропущена р в сверхновой, смысл любовью увлечься, значит только влюбиться, достичь первой фазы любви. Многие по жизни только достигают этой фазы, что тоже хорошо, так как не все могут и это, но в божественном плане это только начало духовного восхождения. Нужно созреть в любви, прожить любовь и умереть в любви. В счастии.
Последний катрен хорош, даже замечательный.
Мне не совсем понятно из стиха, в пекло или свет попал ЛГ. Можно предположить, что в пекло, раз был недоволен жизнью из первого катрена. Но ропот на жизнь перекрыть можно добродетелью и добрыми делами. Поэтому неоднозначно. Этот катрен про рай и пекло расплывчат. Про доступ информации: речь о небесном доступе, или мы сейчас имеем к ней доступ? Не совсем понятно.
Но остальные катрены четко описывают духовные искания и метания.
Кузьмичева Анна 12.12.2025 00:11 Заявить о нарушении
Кузьмичева Анна 12.12.2025 00:18 Заявить о нарушении