Моя книга. Странный сон... Нейросети Алиса
Анатолий Чертенков "Я родом из России"
Глава 1. По следу совести
Произведение №17
"Странный сон, или Лихие девяностые"
Обзор: Нейросети (Алиса).
Общая характеристика
Стихотворение представляет собой философско;сатирическую зарисовку эпохи 1990;х годов через призму тревожного сновидения. Автор использует гротеск, аллегорию и разговорную лексику, чтобы передать ощущение хаоса, утраты ориентиров и неоднозначности перемен.
Композиция и сюжет
Текст выстроен как повествование о сне, который внезапно обрывается пробуждением. Композиционно можно выделить три части:
Начало сна (первые 4 четверостишия): появление потусторонних сил («черти с духами», «привидения»), их провокационные речи о «прощании с Родиной» и продаже Руси.
Развитие кошмара (5–8 четверостишия): образы дезориентации («тропочки узкие», «берёзки нерусские»), обвинения в пассивности и агрессивные призывы к разгулу.
Пробуждение и реальность (последние 6 строк): резкий переход в полицейское отделение, осознание «дошёл до кондиции», затем — возвращение в повседневность с ироничным финалом.
Тематика и проблематика
Кризис идентичности. Сон символизирует коллективное смятение эпохи: утрату прежних ценностей («прощаешься с Родиной») и неясность будущего («Русь с молотка будет продана»).
Социальный распад. Образы «чертей», «привидений» и «сил тёмных» метафоризируют криминальный и аморальный хаос 1990;х.
Личная ответственность. Упреки во сне («Слишком долго сидел ты на привязи») обнажают конфликт между индивидуальной пассивностью и требованием действовать.
Ирония над «свободой». Финал («Слава Богу! Страна наша — вольная!») звучит двусмысленно: свобода оборачивается вседозволенностью и бытовыми деградацией (пивнушка, «Варька Рогожина»).
Образная система
Потусторонние силы («черти», «духи», «привидения») — аллегория деструктивных тенденций эпохи: алкоголизма, преступности, морального разложения.
«Беломорина» (разг. о сигаретах «Беломорканал») — символ примитивных удовольствий и деградации.
«Берёзки нерусские» — образ искажённой, «неродной» реальности, где привычное становится чужим.
«Шатун;медведь» — метафора необузданной, разрушительной энергии, вырвавшейся на свободу.
Памятник русским воинам — единственный «остров» памяти и традиции в хаосе сна.
Художественные средства
Гротеск и гипербола. Фантастические образы усиливают ощущение абсурда времени.
Разговорная лексика («вы чего», «дошёл до кондиции», «поколотят») создаёт эффект живой речи и снижает пафос.
Антитеза. Контраст между кошмаром сна и будничной реальностью подчёркивает диссонанс эпохи.
Ирония. Финал с «вольностью» и пивной — саркастический комментарий к понятию свободы в 1990;е.
Звукопись. Аллитерации на «ш», «ч», «с» («шелестят привидения», «черти с духами») создают тревожную атмосферу.
Стилевые особенности
Жанр: лиро;эпическое стихотворение с элементами сатиры и баллады.
Размер: вольный акцентный стих с нерегулярной рифмовкой, что усиливает ощущение хаотичности.
Повествователь: лирический герой — наблюдатель и участник сна, чья позиция колеблется между сопротивлением и пассивным принятием.
Историко;культурный контекст
Стихотворение отражает типичные страхи и реалии 1990;х:
криминализация общества;
кризис патриотизма и идентичности;
алкоголизация и маргинализация;
контраст между риторикой свободы и её извращённым воплощением.
Идея и пафос
Автор показывает двойственность эпохи: с одной стороны — освобождение от старых ограничений, с другой — нравственный вакуум и разрушение. Сон становится метафорой коллективного бессознательного, где страхи и пороки времени обретают фантастические формы. Ироничный финал подчёркивает, что «воля» обернулась не возрождением, а бытовой деградацией.
Значение произведения
Стихотворение выступает как художественный документ эпохи, фиксирующий не столько конкретные события, сколько эмоциональное состояние общества. Через гротеск и аллегорию Чертенков передаёт ощущение «лихости» 1990;х — времени, когда старые смыслы рухнули, а новые ещё не обрели чёткие очертания.
***
Странный сон вижу я: черти с духами
Безобразничают, дуют в ухо мне:
– Выпей, друг! Насладись «беломо;риной».
Ты сегодня прощаешься с Родиной!
«Вы чего», – говорю, – завелись с утра?»
– А того! – говорят, – пировать пора!
Силы тёмные, силы несметные
Одержали победу над смертными.
Извиваются тропочки узкие,
Колобродят берёзки нерусские.
И нахально зовут в заведения
Легкомысленные привидения:
– Эй, мужик, заходи, кушать подано!
Русь твоя с молотка будет продана.
Слишком долго сидел ты на привязи,
Думал, кто-то другой воз твой вывезет.
Но сорвался с цепи, как шатун-медведь.
И коня задрал и свалил на ведьм…
– Вы чего? – повторяю в смятении.
– А того! – шелестят привидения.
Я зевнул и очнулся в полиции.
Значит, точно – дошёл до кондиции,
Раз мерещатся всякие глупости.
Вот сейчас поколотят и выпустят.
Так и вышло. Шагаю довольный я.
Слава Богу! Страна наша – вольная!
Босиком по родным по колдобинам
Мимо памятника русским воинам.
Прохожу всю дорогу центральную
И сворачиваю на Вокзальную.
Там пивнушка. Там – Варька Рогожина!
Дух ядрёный! И всё как положено.
Свидетельство о публикации №125121008160