3

Хотя очень нелегко отделить, отщепить наше ощущение и понимание морального эгоизма от ощущения и понимания эгоизма любви, необходимо обязательно произвести такой раскол в наших чувствах, и здесь дело только указанием и правильным наименованием не обойдется. Придется заглянуть вглубь - вглубь самих механизмов.

Эгоизм любви мы будем называть высшей формой эгоизма и она есть ничто иное как самодостаточность. И вот этот смысловой образ "самодостаточности" никак не равен моральной оценке эгоистичности. В морали эгоист тот, кто не хочет отнестись к Другому "как должно", причем само это " должно" под вопрос не подпадает, а принимается в виде абсолюта - правильности, верности, идеальности. Между тем как на самом деле вся суть как раз и сосредоточена в этом "должно" - когда и в каких ситуациях "что" и "почему" должно, и кем и каким образом возможно осуществление этого должного. Здесь мы хорошо видим, что оценка "эгоиста" есть по сути конечный результат, свернутый итог целокупного человеческого отношения(переживания) к происходящему - суд одной индивидуальности над другой без полного разворачивания источника и трудного пути, ибо в поступках Добра и Зла все это в действительности должно быть свёрнуто.

Однако в любви Добро и Зло играют в слишком сложную игру, чтобы можно было пренебречь источником и способом их разворачивания- сворачивания, скорее наоборот, вовсе не результат здесь важен сам по себе, а вот именно вот это - откуда и куда, и как - важна сама тайна первоначальности и глубинных основ. В любви Добро и Зло столь часто меняются местами, что ни один моралист не мог бы даже при большом желании уследить и уж тем более вынести суждение о том "кто же виноват" и "что делать".

Любовь неподсудна. Она живёт и она жива - без всякого надзора извне. Ибо она сама для себя и критерий, и правило, и жестокий суд, и самое милосордное оправдание. По ту сторону Добра и Зла лежит любовь, которая является источником для них - и Добро, и Зло полностью в её власти, так что нет никакого "так должно", а есть только " да будет так"!

Высшая форма эгоизма находится внутри любви и как динамическая часть любви есть сама любовь. То есть самодостаточность вовсе не означает отсутствия отношения к другому, чтобы не думали себе об этом ленивые и косные обывательские головы, она как раз означает реальную способность отношения  к Другому как в самому себе, ибо самодостаточность по своей сути и есть уже "вобранность", уже "присвоенность" Другого. Кто не самодостаточен - не знает ещё ни себя, ни Другого. Самодостаточный же - знает, уже прошёл путь, уже наполнился сложным рефлексивнвм отношением. Самодостаточный всегда способен видеть и за себя и "за того парня", он отныне больше не "половина", не кусок, не часть, не огрызок целого, он -  динамичная своеобразная конкретность целого. Он - капля воды, в которой отражается весь мир, а не одна лишь его сторона. Сжатая пружина динамичного напряжения и оригинальная форма повторения мира в себе - высшая форма эгоизма, сосредоточенная в индивидуальности.


Рецензии