От обожания до любви
Здесь - об истории взаимного обожания и откровений в отношениях любви русского писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904) и начинающей писательницы Лидии Алексеевны Авиловой, поклонницы писателя.
К любви большой ведут различные пути...
Один из тех - феномен обожания:
Случается, талантом можно обрести
У женщины сердечное внимание.
Рассказом "О любви" дал Чехов нам намёк, 1*)
Что довелось узнать очарование
Любви души, как откровения урок
О беззаветно чистом обожании.
При жизни Чехов утаил то от людей 2*)
Под светской маской близкого знакомства -
Она жена другого, мать троих детей,
Чужда предательства и вероломства. 3*)
Он в пьесах отражал лишь то, что лично знал,
Там говорил своё за персонажей -
Так он общался с ней сквозь театральный зал,
Вставляя значимые ей пассажи. 4*)
Писатель признавал: предпочитает он
Писать по воспоминаниям, в норме -
Труды пера возникли, как житейский стон...
А вдруг, любил лишь памятью, покорно?
Он уважает её искренний порыв
Служить его таланту без упрёка, 5*)
Лечить заботами болезненный надрыв,
Не гас чтобы талант чахоткою до срока.
Любови плотской паре знать не довелось,
Была хотя, по жизни, фантазия...
По обстоятельствам свиданий не сошлось
Дойти, наедине, до обладания.
Её любовь писателю продлила жизнь,
Как света луч средь тьмы необоримой... 6*)
И умирая, памятью о ней он жил,
Исполнив обещание любимой.
Любовь земная может святость обрести,
Когда она питаема душою,
Где помыслы служения любви чисты,
И благодать даётся лишь собою...
Примечания, с включениями и редакцией автора, взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев, Рекл.- комп. аг. газеты "Труд", Москва, 2000 г.
1*) В рассказе А. П. Чехова "О любви" устами персонажа "Алёхин" великий писатель говорит о любви: "До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть"... и самое лучшее... объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай".
Именно таким "индивидуальным случаем" была его любовь с Лидией Авиловой, о которой в рассказе повествует персонаж "Алёхин". Тайная для всех. После смерти Чехова один из тех исследователей жизни писателя, кто заглядывал к ней с расспросами, всего лишь как к доброй знакомой Чехова, обмолвился: "Вообразите, сколько мы ни роемся, но не находим женщины в жизни Антона Павловича. Нет любви. Серьёзной любви нет". Она промолчала, но потом достала сплошь исписанную свою тетрадь с тем же названием "О любви", как и рассказ Чехова. Это была её дневниковая повесть-исповедь о годах их любви.
2*) В рассказе "О любви" А. П. Чехов описал именно её, а также свои чувства при знакомстве: "... я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал, и я сразу почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве...". Любовь эта далее состояла из встреч, с признательными откровениями. Первая встреча Чехова и Авиловой состоялась в январе 1989 года в доме издателя "Петербургской газеты" С.Н. Худякова. Ей 25 лет, она замужем, у неё ребёнок. Она обожает Чехова, не сводит с него глаз, он тоже впечатлён необычайно - в рассказе "О любви" читаем его откровения от имени персонажа "Павел Константинович Алёхин", а её он назвал:
"Анна Алексеевна Луганович". Этим именем, узнав себя в рассказе, Лидия потом подписывала свои письма Чехову (она сожгла почти все свои письма, все те, которые были возвращены ей после смерти писателя, но остались последние, в год смерти им ещё не разложенные, как было в его привычке). Последние её письма были опубликованы в 1984 году через 40 лет после её смерти. Там она писала: "Я бы очень хотела видеть Вас, рассказать Вам и многое снять с себя... Я всё боялась, что умру и не успею сказать Вам, что я Вас всегда глубоко уважала, считала лучшим из людей". А умер раньше он. Но успел оставить ей письмо-завещание (см. 5*)).
Следующая встреча была только через три года. У неё уже трое детей. Но она попрежнему обожает писателя, при этом и сама пишет и публикует рассказики - Чехов те читает и заочно восхищается, особенно одним: "Забытые письма". У неё сохранились подлинные письма Чехова, но... с подписью "Алёхин".
3*) Это также любовь воспоминаний. Чехов во второй встрече, вспоминает Лидия Алексеевна в своём дневнике, говорил ей наедине, сидя против неё на диване: "Я любил вас. Мне казалось, что нет другой женщины на свете, которую я мог бы так любить. Но я знал, что вы не такая, как многие женщины, что вас любить можно только чисто и свято, на всю жизнь. Я боялся коснуться вас, чтобы не оскорбить". Чехов поднимается и уходит, она же не в силах произнести ни слова от нахлынувшего чувства обожания. Она даже окликнула его, он остановился и посмотрел на неё, но... она безмолвствует, и Чехов ушёл. И когда в чеховском рассказе "Соседи", с сюжетом любовной истории, она увидела фразу: "Если тебе понадобится моя жизнь, то приди и возьми её", то заказала брелок в виде книги, с гравировкой номера страницы (267) и порядка строки с этой фразой, с одной стороны, и самой книги: "Повести и рассказы. Соч. Ан. Чехова" - с другой. Брелок отправила Чехову без указания отправителя. Чехов долго хранил молчание об этом эпизоде их отношений.
И вдруг...
4*) Третья встреча была неожиданной, в Петербурге, на маскараде. Она - в маске, подошла к нему и сказала, что рада его видеть (маски всегда общаются друг с другом на "ты"). Он сделал вид, что не узнал, но посоветовал быть внимательной на премьере его новой пьесы "Чайка": "Я тебе отвечу со сцены. Но только, - предупредил ещё раз, - будь внимательна". И... действительно на сцене появился ответом (по пьесе, как талисман от персонажа "Нина Заречная", актриса Комиссаржевская) тот самый брелок в виде книги с закодированным фактическим признанием в любви, который она передала Чехову. Было прочитано со сцены: "Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её". И реплика персонажа "Тригорин": "Отчего в этом призыве чистой души послышалась мне печаль, и моё сердце болезненно сжалось?" (это была реплика самого автора пьесы, естественно). Зашифровал Чехов и свой словесный ответ Лидии Алексеевне в реплике актёра, ответ, содержащийся уже в её собственной книге "Счастливец": "Молодым девицам быть в маскарадах не полагается". "Всё угадал, всё знал", - записала в дневнике Лидия.
5*) Последняя, четвёртая, встреча Чехова с Авиловой, встреча любви и прощания, произошла на вокзале, он провожал её в Петербург где ждали дети и муж. Несмотря на просьбу Чехова, остаться с ним до завтра, пойдя на вечерний бенефисный, в его честь, спектакль "Чайка" в Художественном театре, остаться не смогла. Герой рассказа "О любви" Алёхин размышлял потом: "Она думала о муже, о детях... Если бы она отдалась своему чувству, то пришлось бы лгать или говорить правду, а в её положении то и другое было бы одинаково страшно и неудобно". Чехов её понимал...
"Есть фильм "Поклонница" (2012) об А. П. Чехове и Лидии Авиловой
режиссера Виталия Мельникова, рассказывающий о тайной, грустной любви писателя к замужней начинающей писательнице, которая была его читательницей и единомышленницей. Фильм показывает их сложные отношения, основанные на взаимной симпатии и глубоком чувстве, несмотря на то, что Авилова была замужем, а Чехов был неизлечимо болен." (из Википедии). В фильме показано, как конкретно писатель исполнил последнее обещание любимой.
А ещё было последнее письмо Чехова к Авиловой, письмо-завещание: "Будьте веселы, смотрите на жизнь не так замысловато, вероятно, на самом деле она гораздо проще".
6*) Дневниковые воспоминания Л. А. Авиловой были опубликованы уже после её смерти, в 1947 году. Прочитав те, Бунин, хорошо зная Лидию Авилову, писал:"В ней было всё очаровательно: голос, некоторая застенчивость, взгляд чудесных серо-голубых глаз...". Сам Бунин тоже думал когда-то, что "Чехов никогда не испытал большого чувства", но теперь... "Теперь же я твёрдо скажу: испытал! Испытал к Лидии Алексеевне Авиловой".
Свидетельство о публикации №125121004129