О драках Есенина и Пастернака

Цитата 17sad63
бил Пастернака на улице и в редакции: «Ну какой он, к чёрту, поэт?»
/Галактический Ковчег, типа стихи


Что, и правда? Там вроде бы наоборот, если, конечно верить письму Пастернака Цветаевой:

«Из нас сделали соперников в том смысле, что ему зачем-то тыкали мною, хотя не было ни раза, чтобы я не отклонял этой несуразицы. …И только раз, когда я вдруг из его же уст услышал все то обидное, что я сам наговаривал на себя в устраненье фальшивых видимостей из жизни, т. е. когда, точнее, я услыхал свои же слова, ему сказанные когда-то и лишившиеся, в его употребленьи, всей большой правды, их наполнявшей, я тут же на месте, за это и только за это, дал ему пощечину. Это было дано за плоскость и пустоту, сказавшиеся в той области, где естественно было ждать от большого человека глубины и задушевности.

Он, между прочим, думал кольнуть меня тем, что Маяковский больше меня, это меня-то, который в постоянную радость себе вменяет это собственное признанье. Сейчас горько и немыслимо об этом говорить. Но я пересматриваю и вижу, что иначе я ни чувствовать, ни поступать тогда не мог, и, вспоминая ту сцену, ненавижу и презираю ее виновника, как тогда».

*
По-моему зависть полнейшая. И не только к Борису. Читал, что Сергей у себя в журнале стихи и Хлебникова не печатал, только  гонорары ему платил. Но его не бил. Только один раз в Харькове после концерта, когда они с Городецким короновали Велимира и одели ему Кольцо, а он отказался отдавать, чуть-чуть... правда мелкий плакал... как ребёнок... Хотя сам до того хотел на дуэли с Мандельштамом драться, но это особая песня!

*
И - надо сказать - эти побоища добавляли им рейтинга. Особенно в аудитории "Москвы кабацкой". Один из примеров — ссора в кафе «Домино» зимой 1920–1921 годов. Есенин заявил Пастернаку, что его стихи косноязычны, их никто не понимает, и народ их не признает никогда. Пастернак ответил, что лишь необразованный человек может так легко бросаться словом «народ». На это Есенин ответил: «Ты вообще не поэт, а овощ, трава огородная, и твою фамилию, как человеческую, грядущие поколения даже не вспомнят».

НУ ТУТ УЖ ТУПЕЕ ЧЕМ НАД ФАМИЛИЕЙ ИЗГАЛЯТЬСЯ  tongue  ТРУДНО И ОЦЕНИТЬ...

Борис был сдержаннее: «Хотя с Маяковским мы были на «вы», а с Есениным на «ты», мои встречи с последним были еще реже. Их можно пересчитать по пальцам, и они всегда кончались неистовствами. То, обливаясь слезами, мы клялись друг другу в верности, то завязывали драки до крови, и нас силою разнимали и растаскивали посторонние», — вспоминал Пастернак.

Ну и всё-таки он пережил и Есенина, и Маяковского, и Мандельштама... Посмертно, разумеется, ничего плохого. Например поддержал легенду Пастернак, аккуратно и осторожно в письме Г.Ф.Устинову от 24 января 1926 года (о смерти Есенина):

«Несмотря на объяснения, дававшиеся печатно, и на догадки, таимые про себя, нельзя отделаться от впечатления какой-то всё же тайны, кроющейся за этой смертью».

А стихи писать зачем - Маяковский отписался за всех тогда
"Вы такое загибать умели,
как никто на свете не умел" (по памяти цитирую)
- и в общем-то взрыв популярности был...


Рецензии
Вокруг таких личностей всегда скандалы!

Вадим Константинов 2   10.12.2025 16:02     Заявить о нарушении
Да тут они сами массировали мордасы друг другу
Любовь зла

Михаил Просперо   10.12.2025 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.