Эстетическое удовольствие по Канту

 Эстетическое удовольствие по Канту, — это чистое (незаинтересованное) удовольствие от представления предмета, даже когда он отсутствует реально.
 
 Некоторые характеристики эстетического удовольствия по Канту:

 Беспристрастность. Эстетическое удовольствие отличается отсутствием каких бы то ни было связанных с ним хотений. Например, любуясь прекрасным видом или слушая хорошую музыку, человек не стремится получить их в свою собственность или что-нибудь с ними сделать.
 Общезначимость. В отличие от приятного, эстетическое претендует на общезначимость.
 Возникает как продукт осмысления. Эстетическое удовольствие возникает как результат осмысления субъектом своих чувств, которые затем выражаются в суждениях, и оценки отношения к предмету, на который переносится характеристика его как прекрасного.

 Кант считает, что эстетическое удовольствие способствует гармонии двух основных элементов человеческой природы: чувственности и разума, природы и свободы.
 Восприятие прекрасного по Канту, возбуждает игру высших способностей познания — рассудка и воображения, что приводит к «чувству повышения жизнедеятельности».
 Кроме того, Кант признаёт нравственно-воспитательное и коммуникативно-объединительное значение эстетического удовольствия на основе морального идеала. Прекрасное становится не просто предметом незаинтересованного удовольствия, но и переходной ступенью к моральному интересу.

 Некоторые примеры эстетического удовольствия, которые приводил Кант:

 Цветы. Кант считал, что цветы нравятся сами по себе, их красота свободна и не предполагает определённого понятия.
 Орнаменты из листьев растений, изобразительная графика, колоннада, музыкальная фантазия. Эти примеры Кант приводил, чтобы показать, что в искусстве прекрасна именно форма.
 Простые чистые окраски (в отличие от грязноватых смесей).
 Мелодичные музыкальные звуки (в отличие от шума).
 Женская красота (в отличие от безобразия).
 Устрашающие природные явления: грозовые тучи, вулканы, водопады, ураганы. Кант считал, что такие явления вызывают страх, но одновременно обостряют чувство свободы.
 Кроме того, Кант признавал эстетическими суждения не только о прекрасном и возвышенном, но и о привлекательном, трогательном, смешном, печальном, удивительном, восхитительном, страшном, причудливом, забавном... (с)


Рецензии