Поэзия как способ общения
Цитаты отсюда https://dzen.ru/a/ZkH3abZhHXFsTxsS
Другие источники https://psy.su/feed/6228/
Но я бы выделил функцию общения, как основную. И в самом деле - как может читатель воспринять стихотворение, не прочтя его? А читая, и воспринимая мысли автора, он общается с ним. Так, мы можем непосредственно общаться с Пушкиным. И это общение не такое уж одностороннее. Конечно, непосредственно он сам на наши вопросы не ответит, и о наших проблемах не задумается, но наши современники, причастные поэзии Пушкина, вполне могут пообщаться с Вами в интернете. Таким образом, жизнь великого поэта реально продолжается.
Другие функции - познавательная, утешительная и проч. реализуется в сознании поэта при отсутствии читателя. Все эти функции можно объединить в одну категорию - осознание окружающего мира и нас всех, и самого себя внутри него. А стихи это квинтэссенция такого осознания, его результат.
Писатели и раньше общались с читателями через свои книги, с появлением интернета эта функция поэзии стала очевидной и превратилась в доминирующую.
И вот теперь посмотрите на то, по какому принципу эксперты и критики судят о стихах на довольно престижном конкурсе «Турнир поэтов», проходящем на сайте стихи.ру.
На сайте много талантливых авторов, талантливых и богатых опытом не только по части стихосложения. Сайт как бы представляет разрез нашего общества, очень разнообразного по географии, по социальным признакам, по мировоззрению авторов и по их увлечениям. Объединяет авторов то, что они пишут стихи. Одновременно они вступают и как читатели.
И если стихи зарождаются в их индивидуальном сознании, как психологи выражаются - «в голове, между ушами», то при чтении, то есть при общении авторов между собой, стихи находятся «между головами», становясь таким образом предметом общественного осознания.
Интересен или неинтересен этот предмет, в большой доле зависит от того интересен или неинтересен сам автор, и в меньшей доле от того, насколько он мастеровит по части стихосложения.
Но увы, на конкурсах стихи отбираются именно по принципу мастеровитости, а не по тому, насколько они актуальны и интересны читателям. Потому и возникают существенные разногласия между тем как голосуют эксперты, и тем, как голосуют читатели.
Субъективизм в оценках всегда был и будет, но интересна сама причина низкой или высокой оценки. И если с принципом суждения экспертов всё более-менее понятно, то с читательскими оценками дело обстоит не так уж просто. На свои суждения о стихах они налагают и свои суждения об авторе этих стихов, видимом через написанные им тексты. Они составляют своё мнение о мотивации автора, о тех или иных коллизиях его личной жизни, сопоставляют эти мнения с собственным жизненным опытом. То есть, читатели находятся в общении с автором представленных на конкурс стихов.
Рассматривая феномен поэтического общения, мы можем выделить в нём две части (два аспекта) - то, что автор хочет высказать своим текстом, и то, как это высказывание воспринимает читатель.
В этом интересном процессе есть масса тонкостей, которые мы сейчас и рассмотрим.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ И ЕЁ ВОСПРИЯТИЕ
Поэтическая речь отличается от прозаической своей интонацией и ритмикой. Интонация поэтической речи особенная, она определяется не только знаками препинания, но и делением текста на строки (со стиховой паузой в конце каждой строки), организацией ритмических схем с расстановкой ударений по слогам (или по синтагмам - в верлибре), а также с использованием фонетических созвучий. Созвучия, соответствующие ритмической схеме, называются рифмами.
В номинативной речи, то есть в той речи, в которой смысл прямо соответствует произносимым словам, в этой речи интонация обычно близка к интонациям естественной речи, и проблем с её восприятием не возникает. Совсем иначе может восприниматься образная речь.
Рассмотрим несколько примеров образной речи.
«Сырой овраг сухим дождём росистых ландышей унизан». (Б.Пастернак)
- номинативный, зрительно-тактильный образ, основанный на противопоставлениях с легко читаемой метафорой «дождь»
«И свежих капель виноградник зашевелился в мураве» (О.Мандельштам)
- хорошо читаемый, развёрнутый зрительный образ
«Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…» (А.Барто)
- номинативный звуковой образ с аллитерацией фонем «з»,«ж»
«Из окон корочкой несёт поджаристой,» (Б.Окуждава)
- номинативный образ, передающий характерный запах
Как можно заметить, в создании образа могут быть замешаны все органы чувств, однако основными являются зрительные образы, по той простой причине, что цепочка «слово - картинка связанная со словом - набор слов находимых рядом с воображаемой картинкой - выбор одного из слов и развитие высказывания», эта цепочка является основой обычного мыслительного процесса.
Интересна интонация, с которой поэты передают образы-слова при авторском чтении вслух. Например, Евтушенко читал стихи выразительно и вполне в естественно-номинативном ключе.
Однако, может быть и другая интонация авторского прочтения, возводящая слова-образы в некие, особо звучащие СИМВОЛЫ:
«Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.»
- читал Есенин, растягивая слово «ЛЯ-я-гУшкой» и возвышая это слово голосом. И округлые отражения огромной лягушки колыхались перед читателем на тихой поверхности вечернего пруда. При естественной интонации чтения такой замечательной зрительной картины не получается.
«А за деревнею — дыра, и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз, медленно и верно.»
- читал Маяковский так «дырА И в ТУ ДЫ-ыРУ-у нАВЕ-еРНО-О-Ое», тоже возвышая голосом слово-образ до положения символа.
Мы же нынче читаем эти образы-слова в духе приниженной житейской лексики и со вполне естественной интонацией.
А.Блок читал свои стихи монотонно, предоставляя слушателям самим вылущивать зрительные образы, возникающие при восприятии стихов:
«Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,»
- отрешённая интонация чтения очень подходила к этому тексту, полному образов-надежд и заканчивающихся словами «О том, что никто не придёт назад».
Манера отрешённого чтения (монотония) замечается у поэтов и сегодня, некоторые иногда и несколько подвывают при таком чтении.
На отрешённое чтение конкретного текста может указывать и отсутствие знаков препинания в нём. Но такой приём может использоваться и просто для того, чтобы читатель обратил на этот текст своё внимание, заинтересовавшись его необычностью.
Знаки препинания указывают на интонацию прочтения текста в прозаической речи, эту же роль они играют и в речи поэтической. Текст, лишённый знаков препинания, утрачивает традиционную грамматическую интонацию; конечно, опираясь на смысл слов интонацию можно домыслить, однако, если поэтическая речь к тому же ещё и образная, то смысл слов ускользает, и как домысливать интонацию речи не понимая значения составляющих её слов, мне это непонятно.
На мой взгляд, форма «текст без запятых» создаёт трудности восприятию, и по этой причине поэтическая речь может быть просто не понята читателем. Авторам таких текстов нужно иметь это в виду.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
Поэтические образы рождаются в сознании автора в процессе припоминания. Процесс припоминания имеет немного хаотический характер, но он всегда сопровождает наше мышление.
Процесс припоминания совершенно очевидным образом сопровождает нашу речь - если мы хорошо знаем тот предмет, о котором говорим, то нужные для нашего высказывания слова находятся сразу, а если мы чувствуем, что наше высказывание не является достаточно точным, то мы начинаем искать другие, более подходящие слова, выуживая их из своей памяти, припоминая и оценивая их.
Составляя текст поэтической речи, автор в основном и занят этим припоминанием. Иногда оно идёт трудно, и мы мучительно долго осознаём то, что собственно мы хотим сказать, и ищем образы для такого высказывания и даже залезаем в интернет чтобы пополнить копилку наших знаний, и вот, наконец, в результате долгой предварительной работы в нашем сознании как бы прорывается плотина, и прекрасные образы быстрой чередой идут один за другим, и такое состояние мы называем "поэтическим озарением".
Где же находились эти образы, прежде чем они, случайно или по принуждению, выплывают из нашей памяти?
Они находились в нейронных кластерах головного мозга в спящем, неактивном состоянии. Кластер представляет собой совокупность многих нейронов, расщеплённых своими связями с другими подобными кластерами.
Например, кластер, связанный со словом «лимон» расщепляется на образы, связанные с кластерами «цвет», «вкус», «бодрящий запах», «пупыристая и гладкая кожура», «грустное состояние души». Читая такие слова, мы выуживаем из своей памяти тактильные, вкусовые и зрительные картинки-изображения. Картинки-изображения складываются между собой как пазл, образуя связную образную речь.
Или не складываются, если в воображении читателя картинки не соответствуют тому, какими они представлялись автору поэтического текста.
Откуда взялись, как были созданы нейронные кластеры в памяти человека?
Каждый нейронный кластер появляется в результате процесса осознания того явления, или той жизненной ситуации, над которой человек размышляет. Такие кластеры являются самостоятельно созданными.
Однако, большинство кластеров самостоятельными не являются. Они опосредствованы, то есть появляются в нашем сознании посредством учёбы, чтения книг, или в результате общения с носителями знаний (преподавателями), художественных образов (поэтами), и просто в ходе беседы с окружающими нас людьми.
«Ты меня уважаешь?» такой вопрос от человека в нетрезвом состоянии, значимый кластер не создаст, но если пьяный ваш товарищ процитирует слова «Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного…
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.»
- тогда кластер осознания этих строк в вашей голове может появиться.
И вы сможете в дальнейшем использовать его в собственном поэтическом творчестве, припоминая и создавая аллюзии, касающиеся этого общеизвестного поэтического образа.
Подобными общеизвестными образами являются сюжеты древнегреческой и римской мифологи, сюжеты христианской религии, а также исторические события. Аллюзии на них легко понимаются читателем, и именно поэтому такие сюжеты и события очень часто обыгрываются поэтами, делая их творчество понятным, а для того, кто этих сюжетов не знает, - познавательно интересным.
Не столь просто обстоит дело с собственными авторскими образами. Не угадав аллюзий, читатель может их не понять. Приведу пример из своего творчества. Фрагмент из стихотворения «Суждения»:
«Я построил свою колокольню на высоком речном берегу,
Если Богу то будет угодно, то вторую построить могу,
Если есть озарение свыше, то и третью могу я начать,
Она будет немножечко выше, чтоб рукою креста не достать.»
- человек, не помнящий фразеологизма «судить со своей колокольни», не поймёт аллюзий этого текста, какие такие колокольни, и, главное, зачем их строит автор? И почему их только три, а не четыре и не шесть?
Ну, три потому, что Бог троицу любит, а расшифровывается этот образ так - я свою "колокольню суждений" выстраиваю вначале небольшую, скромную, стараюсь своих суждений не навязывать. Но могу и постараться вникнуть в существо спора получше. Это, конечно, трудов стоит, но и моя "колокольня суждений" будет основательней. Если же мой оппонент с критикой не согласится, то Бог ему судья, я до креста божьего рукой достать не могу. Вот такой смысл этого образа.
В принципе, читатель должен доверять автору, и как бы выносить за скобки те слова, которые ему кажутся поэтическими ляпами. У автора наверняка есть объяснения для сказанных им слов, просто его внутренний мир устроен несколько иначе чем Ваш, и стиль поэтического письма другой. К некоторым авторам следует «причитаться», чтобы адекватно понимать их.
В заключение хочу сказать, что каждый человек является не только живым носителем родного языка, но и носителем родной и общечеловеческой культуры, носителем своих собственных и чужих осознаний, и только в процессе общения эта культура продолжает существовать, развиваться, и становиться общенациональным достоянием.
_________
9.12.2025
Свидетельство о публикации №125120900174
Дом Рубаи Владимира Кириленко 09.12.2025 08:02 Заявить о нарушении
Геннадий Маков 09.12.2025 09:00 Заявить о нарушении