Организационная отсечка для авторов страницы
Текущий сезон, охватывающий период с октября 2025 по май 2026 года, несмотря на свою внешне теневитую сущность, демонстрирует значительную, хотя и интровертированную, динамику, о чём свидетельствует проведение в ноябре игры «Города», а в начале декабря – сонетного баттла «Морские сонеты / рифма под напряжением», которые, будучи полем для интенсивного эксперимента, выявил целый ряд продуктивных напряжений на стыке формальной дисциплины (сонетологии) и тематической конкретики. Параллельно идёт непрерывная работа над критическими статьями, а также подготовка к публикации ряда сборников (антологии сонета), первый из которых в настоящий момент находится в завершающей стадии корректорской правки, что позволяет говорить о некоем качественном сдвиге, требующим рефлексии и выработки новых, более сложных методологических принципов, поскольку простого накопления материала оказывается недостаточно перед проблемами, которые закономерно возникают при переходе от спорадической активности к ещё большей систематизации проекта.
Первая наиболее парадоксальная из этих проблем заключается в методологическом тупике классики, с которым мы сталкиваемся при попытке составить антологию, не повторяющую уже изданные. Обладая огромным массивом уникального материала, множеством интереснейших дополнений и предложений, а также богатейшим корпусом современных примеров, мы, тем не менее, испытываем острейший дефицит не фактуры, а концептуальной идеи, которая позволила бы осуществить органичный переход от застывшего канона к живой системе его вариаций, аномалий и дериватов, что, в свою очередь, упирается в осознание подлинного масштаба явления. Количество только строфических вариаций сонета, математически исчисляемое с помощью формулы Каталана (это на всякий случай), составляет астрономическую величину в 7 423 160 512 комбинаций, что заведомо исключает возможность их освоения силами отдельного автора или даже группы, тогда как академическая сонетология, довольствуясь выделением двух базовых случаев (европейского и английского), а современное англоязычное литературоведение – чуть более ста, демонстрирует явную недостаточность существующих классификационных сеток, и именно здесь, в этом зазоре между потенциалом формы и скудостью её теоретического описания, и открывается пространство для дальнейшей работы, суть которой заключается не в тотальном каталогизировании, а в интеллектуально ответственной селекции, в выделении методологически обоснованных подмножеств, которые, будучи правильно определены и описаны, позволят через себя репрезентировать максимально возможное число конкретных случаев. Также необходима разработка специальных алгоритмов привязки периферийных вариаций к центральным, ядерным моделям.
Вторая проблема, тесно связанная с первой, касается единого формата представления материала в рамках задуманной серии книг. Сонеты и сонетные дериваты в своей массе, будучи выстроены в последовательный ряд, рискуют породить у читателя ощущение монотонности, превратив чтение в скучное, механистическое занятие, что требует внесения в ткань издания инородных, контрастирующих элементов, способных расшатать инерцию восприятия и вскрыть новые смысловые пласты, и решением здесь видятся, во-первых, критические обзоры, литературоведческие статьи и эссе, уже апробированные в первой книге философско-критические новеллы, а во-вторых, – что представляется даже более важным – структурирование самого сонетного материала не как перечислительной последовательности, а как многоуровневого диалога, в котором тексты вступают в сложные отношения друг с другом, с предшествующей традицией и с сопутствующей прозаической «отсечкой», что превращает книгу из сборника в полифоническое, интеллектуальное высказывание.
Третья, и пожалуй, самая сложная проблема, – это внедрение и адаптация Системы комплексной оценки поэтического текста (СКОПТ), которая, будучи призвана выполнять роль объективного фильтра и классификатора, в т.ч. распределяющего тексты по главам на основании строгих формальных и содержательных параметров, в ходе «полевого» испытания в рамках упомянутого баттла обнаружила как свою высокую эффективность, так и свою принципиальную неспособность к комплиментарности, к той «лжи во благо», которая часто смягчает вердикты человеческого суждения, что ставит задачу не столько доработки системы, сколько воспитания нового типа восприятия у авторов, которые должны научиться видеть в её бесстрастном анализе не приговор своему творчеству, а руководство к действию, для чего необходима постоянная практика взаимодействия с ней, выработка нового, более дисциплинированного и в то же время более свободного от сиюминутных амбиций, поэтического сознания, и в этом смысле СКОПТ является одновременно и проблемой, и её единственно возможным решением. Только через подобную меритократическую, лишённую сантиментов оптику можно надеяться преодолеть хаос субъективных вкусов и выйти на уровень научного, верифицируемого изучения поэтической формы.
Именно в этом контексте обретают своё стратегическое значение две новые, апробированные в текущем сезоне, практики. Первая – Игра «Города», – предложившая и обкатавшая модель топонимического сонета (сонета-селфи), который, будучи написанным по классической схеме 4-4-3-3, но жёстко привязанным к конкретному месту, демонстрирует удивительную способность формы «подстраиваться» под топос, порождая тем самым плодотворный промежуточный жанровый модус, выступающий смычкой между классическим каноном и радикальной вариативностью. Теперь любой том, посвящённый любой деривативной форме, может выстраиваться по логической цепи: классический сонет – топонимический сонет (как проникновение канона на конкретную территорию) – сонетный дериват (как преображение формы под давлением этой территории), что находит подтверждение, например, в генезисе английского сонета, прошедшего путь: классический сонет 4-4-3-3 – сонет Уайетта 4-4-(3-(1)-2) – окончательный английский сонет 4-4-4-2. Похожая методология открывает путь к адекватному представлению восточных сонетных систем и иных сложных вариаций.
Вторая практика – «Палимпсест» (в его локальных ипостасях: петербургском, крымском, коломенском и пр.) – предлагает иную, диалоговую и накладывающуюся друг на друга структуру для каждой книги, когда различные временные и смысловые слои текста сосуществуют в одном пространстве, не отменяя, а просвечивая друг друга, что уже было частично реализовано в брошюрах (по странам арабского мира) и что представляется идеальным форматом для воплощения той самой полифонии и многоуровневости, о которой шла речь выше, превращая каждую главу не в линейное повествование, а в сложный, многомерный объект для вдумчивого чтения и исследования, где поэзия встречается с историей, критика – с личным высказыванием, а канон – со своим собственным, вечно ускользающим, отражением в мире конкретного, неповторимого, названного по имени места.
=====
Иными словами. Практически вся нагрузка в настоящее время лежит на мне. Каждая тема требует значимой в неё углубленности, очень сложно перескакивать с темы на тему, однако постоянно требуется и обновление взгляда. Единственная возможность «незагнаться», это двигаться вверх по спирали, последовательно отрабатывая одноименные главы томов антологии. В этом случае задача авторов – спокойно, в своё удовольствие работать над своими частями и ждать, когда на очередном ветке, у меня получится взяться за очередную, базовую тему этого года: восточный сонет (Бахрамский манускрипт, четырнадцатистишия на основе газели и рубаи); английский сонет (Гнездо певчих птиц, четырнадцатистишия на основе строфического деления 4-4-4-2, а это и сонет Уайетта, и триолетно-октавный сонет, и онегинская строфа, и коломенский сонет, возможны и другие варианты), кроме того выйти на тома следующего года – киммерийский(крымский), приазовский, причерноморский, рузский сонеты, возможно и другие вариации.
Просто пишите сами, это самая большая помощь и поддержка, оставляйте на новые свои тексты ссылки в рецензиях к постам, обозначайте сонетные темы, которые на ваш взгляд имеет смысл взять в аналитическую проработку.
Свидетельство о публикации №125120805000