Алиса и город алгоритмов
В городе Логикус всё подчинялось строгим правилам: не человеческим привычкам, а чётким алгоритмам. Улицы выстраивались по сетке координат, деревья росли строго через каждые 10 метров, а солнце вставало и садилось по расписанию с точностью до миллисекунды.
Третьеклассница Алиса Зорькина жила в доме под номером 50, ровно посередине между школой и парком. Каждое утро она просыпалась в 7:00, завтракала в 7:15, выходила из дома в 7:45. Её день был расписан алгоритмом «Идеальный ученик», который загрузили в городской центр управления ещё в детском саду.
Глава 1. Сбой в системе
Однажды утром Алиса заметила странность: её тост поджарился не до золотистого, а до коричневого цвета. В школе доска вместо формул показала пустой экран, а учитель информатики, обычно говорящий только по сценарию, вдруг запнулся на середине предложения.
— Что-то не так, — прошептала Алиса.
В тот же день она нашла в парке старый ноутбук— пыльный, с треснутым экраном. Когда она нажала кнопку питания, на экране вспыхнуло:
Ошибка 0xAL1CE: нарушен порядок выполнения.`
Требуется вмешательство оператора
"Ну и ну… — подумала Алиса. — Похоже, этот ноутбук не просто старый. Он… сломался по-волшебному».
Она осторожно потрогала клавиатуру. Клавиши тихо скрипнули, но ничего не произошло. Экран по-прежнему светился тревожным красным текстом.
Что же случилось?
Алиса вспомнила утро: тост подгорел, школьная доска вдруг стала пустой, а учитель информатики запнулся на полуслове. Всё это было неправильно. Как будто кто-то взял и перепутал страницы в большой книге правил.
«Может, этот ноутбук — часть той же истории? — догадалась она. — И если я разберусь с ошибкой, то смогу всё исправить?» Но мне нужен план действий.
Алиса достала блокнот и написала:
1. Посмотреть, что внутри.
Она осторожно приподняла ноутбук над головой, чтобы посмотреть нет ли повреждений. Но никаких вздутий корпуса, дырок или проводов, торчащих наружу, не нашлось. «Хорошо, — подумала она, — значит, он не взорвётся».
Попробовать перезагрузить.
Алиса нажала кнопку питания и держала её, пока экран не погас. Потом нажала снова. Ноутбук зашумел, замигал… и снова выдал:
Ошибка;0xAL1CE.
«Не сработало, — вздохнула она. — Но я не сдамся!
Она вспомнила слова учителя информатики о важности предоставления полной информации и записала в своем блокноте:
2. Найти подсказку.
Она оглядела корпус ноутбука. На боковой панели была маленькая кнопка, прикрытая пылью. Алиса чихнула, стряхнула пыль и нажала на неё. Экран моргнул и показал новое сообщение:
Для восстановления порядка введите код.
Подсказка: вспомни, что было не так сегодня.
Алиса закрыла глаза и мысленно пробежалась по дню:
Мысленно пробежалась по дню назад:
Тост вдруг почернел, хотя таймер стоял на «3 минуты».
Школьная доска мигом стала чистой, будто кто-то стёр всё разом.
Учитель информатики запнулся на полуслове, и фраза повисла в воздухе, не найдя конца.
"Всё… вроде по порядку...», — прошептала Алиса.
Она вспомнила, как мама каждое утро заваривает чай:
Наливает воду в чайник.
Включает нагрев.
Ждёт свистка.
Заливает заварку, заранее насыпанную в заварник.
Если пропустить шаг 2, вода останется холодной. Если поменять местами шаги 3 и 4, получится беспорядок.
«Порядок — это когда каждое действие на своём месте, — поняла Алиса. — Как ноты в мелодии. Если сыграть их вразброс, музыки не будет».
Она набрала на клавиатуре:
ПОРЯДОК.
Экран вспыхнул ярким светом. Буквы ошибки растаяли, а вместо них появилось:
Система восстанавливается.
Спасибо, оператор Алиса!
В тот же миг где-то вдали звонко засмеялись дети. Алиса подняла голову и увидела, как по небу проплывает радуга — такая яркая, что на секунду показалось, будто мир снова стал правильным. И тост на кухне утром перестал дымиться и приобрёл золотистый оттенок. Доска в классе снова показала решение задачи. Учитель договорил фразу до конца — и класс взорвался смехом.
Алиса улыбнулась. Теперь она знала:
Порядок — не просто «всё аккуратно». Это правильная последовательность действий, где каждый шаг имеет своё место и время.
Сбой — это когда звено цепи вырвано или поставлено не туда.
Исправить — значит вернуть шаги на свои места, как кусочки пазла.
«Значит, получилось!» — улыбнулась она.
Ноутбук тихо зажужжал и показал новое сообщение:
Добро пожаловать в команду хранителей порядка. Следующее задание найди последовательность в приготовлении тоста.
Алиса открыла блокнот и записала первое правило:
«Чтобы навести порядок, спроси: „Что должно быть первым? Что идёт следом? Что завершает цепь?“»
*И тут же ей сразу стало ясно, как правильно делать тост с ореховой пастой.
Алиса закрыла крышку ноутбука, прижала его к груди и побежала домой. Впереди было много тайн, но теперь она знала: даже маленькая ошибка — это шанс сделать мир чуть лучше.
Уважаемый читатель!
Мучают меня сомнения...
Вы обратили внимание, что у меня слишком много текстов про компьютеры и роботов? На самом деле их гораздо больше: от коротеньких стихов до сценок- монологов, от попытки стилизации под Кэролловскую Алису, но в стране Байтов до литературной сказки - ретеллинг с элементами цифровой фантастики»...Многое как и лежало, так и лежит в столе, как черновик, точнее основа, костяк для фантастической повести или сказки....
Всё дело в том, что мне однажды захотелось написать книжку для детей +8 не просто про компьютеры, а показать связь их с реальной жизнью...Попытаться вместе с детьми ответить на вопрос: где граница между порядком машины и свободой человека? Ну, и цель была не научить детишек языку программированию, а просто формировать мышление ребенка.
Хочу сказать огромное спасибо программисту из службы поддержки ВК Марине Дудкиной, преподавателю АСУ в ЛГТУ Леониду Витальевичу и старому другу роботехники под ником Лейс, потому что некоторые моменты в книжке обрели четкость именно благодаря беседам с ними про компы, роботов, Ии и всякие программы.
В общем, сказка- ретеллинг из 6 глав готова...но очень мучают сомнения.
Нужна ли в таком формате она детям младшего возраста?
Получилось ли у меня завладеть вниманием ребенка.
Но я точно знаю, что моя книжка не аналог того, что у Зарецкого и Труханов а в книжке «А я был в компьютерном городе»....Они очень разные.
Свидетельство о публикации №125120704565