Алиса и город алгоритмов

Алиса и город алгоритмов

В городе Логикус всё подчинялось строгим правилам: не человеческим привычкам, а чётким алгоритмам. Улицы выстраивались по сетке координат, деревья росли строго через каждые 10 метров, а солнце вставало и садилось по расписанию с точностью до миллисекунды.
Третьеклассница Алиса Зорькина жила в доме под номером 50, ровно посередине между школой и парком. Каждое утро она просыпалась в 7:00, завтракала в 7:15, выходила из дома в 7:45. Её день был расписан алгоритмом «Идеальный ученик», который загрузили в городской центр управления ещё в детском саду.

 Глава 1. Сбой в системе

Однажды утром Алиса заметила странность: её тост поджарился не до золотистого, а до коричневого цвета. В школе доска вместо формул показала пустой экран, а учитель информатики, обычно говорящий только по сценарию, вдруг запнулся на середине предложения.

— Что-то не так, — прошептала Алиса.

В тот же день она нашла в парке старый ноутбук— пыльный, с треснутым экраном. Когда она нажала кнопку питания, на экране вспыхнуло:

 Ошибка  0xAL1CE: нарушен порядок выполнения.` 
Требуется вмешательство оператора

"Ну и ну… — подумала Алиса. — Похоже, этот ноутбук не просто старый. Он… сломался по-волшебному».
Она осторожно потрогала клавиатуру. Клавиши тихо скрипнули, но ничего не произошло. Экран по-прежнему светился тревожным красным текстом.

Что же случилось?
Алиса вспомнила утро: тост подгорел, школьная доска вдруг стала пустой, а учитель информатики запнулся на полуслове. Всё это было неправильно. Как будто кто-то взял и перепутал страницы в большой книге правил.

«Может, этот ноутбук — часть той же истории? — догадалась она. — И если я разберусь с ошибкой, то смогу всё исправить?» Но мне нужен план действий.
Алиса достала блокнот и написала:

1. Посмотреть, что внутри.

Она  осторожно приподняла ноутбук над головой, чтобы посмотреть нет ли повреждений. Но никаких вздутий корпуса,  дырок или проводов, торчащих наружу, не нашлось. «Хорошо, — подумала она, — значит, он не взорвётся».
Попробовать перезагрузить.

Алиса нажала кнопку питания и держала её, пока экран не погас. Потом нажала снова. Ноутбук зашумел, замигал… и снова выдал:
Ошибка;0xAL1CE.
«Не сработало, — вздохнула она. — Но я не сдамся!

Она вспомнила слова учителя информатики о важности предоставления полной информации и записала в своем блокноте:

2. Найти подсказку.

Она оглядела корпус ноутбука. На боковой панели была маленькая кнопка, прикрытая пылью. Алиса чихнула, стряхнула пыль и нажала на неё. Экран моргнул и показал новое сообщение:
Для восстановления порядка введите код.
Подсказка: вспомни, что было не так сегодня.

Алиса закрыла глаза и мысленно пробежалась по дню:
Мысленно пробежалась по дню назад:
Тост вдруг почернел, хотя таймер стоял на «3 минуты».
Школьная доска мигом стала чистой, будто кто-то стёр всё разом.
Учитель информатики запнулся на полуслове, и фраза повисла в воздухе, не найдя конца.

"Всё… вроде по порядку...», — прошептала Алиса.


Она вспомнила, как мама каждое утро заваривает чай:

Наливает воду в чайник.
Включает нагрев.
Ждёт свистка.
Заливает заварку, заранее насыпанную в заварник.

Если пропустить шаг 2, вода останется холодной. Если поменять местами шаги 3 и 4, получится беспорядок.

«Порядок — это когда каждое действие на своём месте, — поняла Алиса. — Как ноты в мелодии. Если сыграть их вразброс, музыки не будет».

Она набрала на клавиатуре:
ПОРЯДОК.

Экран вспыхнул ярким светом. Буквы ошибки растаяли, а вместо них появилось:

Система восстанавливается.
Спасибо, оператор Алиса!


В тот же миг где-то вдали звонко засмеялись дети. Алиса подняла голову и увидела, как по небу проплывает радуга — такая яркая, что на секунду показалось, будто мир снова стал правильным. И тост на кухне утром перестал дымиться и приобрёл золотистый оттенок. Доска в классе снова показала решение задачи. Учитель договорил фразу до конца — и класс взорвался смехом.

Алиса улыбнулась. Теперь она знала:

Порядок — не просто «всё аккуратно». Это правильная последовательность действий, где каждый шаг имеет своё место и время.

Сбой — это когда звено цепи вырвано или поставлено не туда.

Исправить — значит вернуть шаги на свои места, как кусочки пазла.

«Значит, получилось!» — улыбнулась она.
Ноутбук тихо зажужжал и показал новое сообщение:

Добро пожаловать в команду хранителей порядка. Следующее задание найди  последовательность в приготовлении тоста.

Алиса открыла блокнот и записала первое правило:

«Чтобы навести порядок, спроси: „Что должно быть первым? Что идёт следом? Что завершает цепь?“»

*И тут же ей сразу стало ясно, как правильно делать тост с ореховой пастой.

Алиса закрыла крышку ноутбука, прижала его к груди и побежала домой. Впереди было много тайн, но теперь она знала: даже маленькая ошибка — это шанс сделать мир чуть лучше.



Уважаемый читатель!
Мучают меня сомнения...

Вы обратили внимание, что у меня  слишком много текстов про компьютеры и роботов? На самом деле их гораздо больше: от коротеньких стихов до сценок- монологов, от попытки стилизации  под Кэролловскую  Алису, но  в стране Байтов до литературной сказки - ретеллинг с элементами цифровой фантастики»...Многое как и лежало, так и лежит в столе, как черновик, точнее основа, костяк для фантастической повести или сказки....

Всё дело в том,  что мне однажды захотелось написать книжку для детей +8 не просто про компьютеры, а показать связь их с реальной жизнью...Попытаться вместе с детьми ответить  на вопрос:  где  граница  между порядком машины и свободой человека? Ну, и цель была не научить детишек  языку  программированию, а просто  формировать мышление ребенка. 

Хочу сказать огромное спасибо программисту из службы поддержки ВК Марине Дудкиной,  преподавателю АСУ в ЛГТУ Леониду Витальевичу и старому  другу роботехники под ником  Лейс,  потому что некоторые моменты в книжке обрели четкость именно благодаря беседам с ними про компы, роботов,  Ии и всякие программы.

В общем, сказка- ретеллинг из 6 глав готова...но очень мучают сомнения.
Нужна ли в таком формате она детям младшего  возраста?
Получилось ли у меня завладеть вниманием ребенка.
 Но я точно знаю, что моя книжка  не аналог того, что у Зарецкого и Труханов а в книжке  «А я был в компьютерном городе»....Они очень разные.


Рецензии