По конкурсу Семья тропов

http://stihi.ru/2025/10/31/8762 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2025/12/06/4071 - Итоги конкурса

В конкурсе участвовало 44 произведения, которые по заданию этого не самого простого учебного соревнования должны были использовать такой, не часто встречающийся в поэзии прием создания выразительных средств поэтической речи, как СЕМЬЯ ТРОПОВ. Что это такое я показала прямо в конкурсной странице на примере  стихотворения Р.Данченко, описывающего ночь:

Осторожно, ЧЁРНОЙ КОШКОЙ
Ночь крадётся по земле…
МЯГКОЙ ЛАПКОЙ за окошком
ЛОВИТ МОШКУ на стекле…
Пробирается по саду,
Шелестит сухой листвой –
Видно, МЫШКА ГДЕ-ТО РЯДОМ
В НОРКУ ЮРКНУЛА СТРЕЛОЙ…
ТРЁТСЯ СПИНКОЙ о макушки
Сладко дремлющих берёз…
ПОЧЕСАВ СЛЕГКА ЗА УШКОМ,
ТЯНЕТ К НЕБУ ВЛАЖНЫЙ НОС:
Ей почудилось, что где-то
ПОД БЕЗДОННЫМ ПОТОЛКОМ
Над планетой, над кометой
Вкусно ПАХНЕТ МОЛОКОМ!

В этом стихотворении ночь олицетворена в образе кошки, которую и описывает автор, используя для этого множество тропов – метафор, эпитетов и сравнений. Для наглядности я выделила их капслогом в тексте стихов. Почему в данном случае все эти слова именно тропы, а не просто  информация? Потому что их смысл переносный: автор нам рассказывает про ночь, а не про кошку, а все описанные повадки кошки – это просто способ языком поэзии описать ночь так, как видит и чувствует её автор! Что общего во всех этих тропах? Их принадлежность: все они относятся к одной смысловой группе – описывают кошачьи повадки и потому образуют семью тропов.

Конкурсное задание в этот раз было трудным: участникам предлагалось найти нечто похожее у себя на странице, а судьям, правильно поняв задание, сначала отобрать из пакета всех принятых стихотворений те, где действительно есть семья тропов, а не какой-то иной прием (не менее интересный и талантливый, но другой – не относящийся к нашему случаю), и только потом из этих «правильно отобранных стихов», отобрать те, что хороши еще и по художественному впечатлению – достойны награды. Награждение призеров – это приятная, но не главная цель наших учебных конкурсов. Главное в ТМА – всем вместе изучить  наши общие находки стихов и проанализировать технику их написания. Заодно чему-то научиться друг у друга, что-то новое и интересное узнать о своем родном языке.

Учебный конкурс ТМА всегда начинается уже на этапе приема заявок – с  правильного и осознанного выбора авторами стихов на конкурс. Мы ведь как привыкли их отбирать: ищем у себя любимое и проверенное, то, что уже где-то побеждало -  нам очень хочется повторить свой успех – умножить число побед, вот мы и стараемся такие стихи куда-нибудь  бы еще раз предложить, какому-нибудь другому конкурсу, где они хоть тушкой хоть чучелом как-то подойдут! Для большинства конкурсных площадок подходит почти всё! Большинству из нас не просто лень, но еще и не особо важно читать до конца объявление о приеме и глубоко погружаться в заданную тему. Тем более – новые стихи к конкурсу писать!

Сознаюсь, я тоже не любитель писать скороспелки только для конкурса. Писать по чужой заданной теме всегда чревато проблемами: что-то хорошее таким образом, родить конечно, можно, но оно всё равно самим автором скоро забудется, потому что было искусственно собрано из того, что требуется, но не имеет отношения к личному опыту переживаний. И, что удивительно, читатели эту искусственность тоже сразу чувствуют. Всегда лучше писать стихи о том, что пережито и увидено, а не о том, что головой придумано…  К тому же, и время приема заявок на конкурс у нас не резиновое…

Итак, участники начинают искать у себя стихи на конкурс. И наверняка нашли бы нечто пусть не гениальное, но подходящее (и даже нежданную грамоту могли бы за это получить!!!), если бы не вторая наша дурная привычка – заглядывать в чужие заявки. Много раз я наблюдала, как стоит только одному автору неправильно записать форму заявки (строки переставить, что-то не дописать), как вслед за ним пойдет ряд аналогичных записей – копирование чужих недочетов (объявление-то до конца не читаем!). Но это еще полбеды: стоит одному участнику ошибиться в выборе  стихов по заданию или сделать в своем тексте неправильное выделение заданного приема, как все последующие товарищи начинают ему уподобляться! Мол, если Председатель Жюри такие стихи у кого-то приняла, значит, это были правильные стихи! А вот и нет! Мой прием стихов на конкурс и даже мое вежливое пожелание успехов означает только то, что в стихах нет нецензурной лексики и того, что разжигает рознь и сеет конфликты на сайте, а все остальное – выбор автора. Хочешь успеха – внимательно читай конкурсную страницу и думай своей головой. Я всегда пишу там очень много полезных для участников подсказок, а то и ссылки указываю  на полезные статьи. Читать чужие заявки и думать чужой головой – это ВСЕГДА ОШИБКА! Причем, та, что часто  нас сильно подводит!

!!!!!НЕ ЧИТАЙТЕ ЧУЖИЕ ЗАЯВКИ, ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТЫВАЙТЕ ТЕКСТ КОНКУРНОЙ СТРАНИЦЫ!!!!

Ну вот, побрюзжала немного, пора уже и к делу приступать. Из 44 принятых произведений нашими судьями были отобраны 27, а я обнаружила в пакете от силы 13 стихов с верно выполненным заданием! Остальные, пусть и гениальные, но для премирования не годятся – в этом конкурсе я их наградить не смогу, даже оставшись в меньшинстве в судейской команде. Поймите меня правильно: наш конкурс не тематический (где мы награждаем лучшую поэзию), а учебный (где награждаем лучшую поэзию из числа правильно выполнивших конкурсное задание).

************************************************

А теперь покажу те немногие стихи, где вне зависимости от качества их исполнения, присутствует прием «семья тропов». Это вовсе не означает, что все их можно было номинировать - нет, конечно! Просто их авторы разобрались в поставленном конкурсом задании и правильно выбрали стихи.

Для наглядности анализа я во всех текстах капслогом выделила все тропы, которые автор использовал в своем творении. Не совсем, все, конечно... В основном нас должны интересовать тропы, которые сравнивают то, о чем пишет автор, с чем-то другим, а именно: простые сравнения, метафоры (скрытые сравнения) и эпитеты, определяющие качество предмета. Все эти тропы понимаются в переносном смысле. Другие тропы – олицетворения, гиперболы, метонимии - в нашем конкурсе погоды не делают. Олицетворение (как и прием аллегории), как правило, работает на весь текст в целом, а семья тропов – это то, что находится внутри текста и внутри олицетворения.

Кстати, такая работа по выделению тропов очень полезна! Обнаружила, что большинство участников (и даже часть судей) напрочь забыли о том, что такое троп, (и где какой именно), и чем троп отличается от других слов в тексте, пусть и развивающих авторскую тему, но НЕ ИМЕЮЩИХ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА и потому тропами не являющимися. А там, где нет тропов, нет смысла говорить и об их «семье»! ))) 

Рассмотрим семью тропов на примерах.


2. СЛИВАЯСЬ ВМЕСТЕ, КАПЕЛЬКИ ПОЮТ. ОЛЬГА ИГОРЕВНА ТЫЩЕНКО

Сливаясь вместе, КАПЕЛЬКИ ПОЮТ,
ПОХОЖИ НА СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ,
И, создавая негу и уют,
ЗВУЧИТ ИХ ГОЛОС, радостный и юный,

Как хорошо под МУЗЫКУ ДОЖДЯ
Мечтать о чём-то лёгком и приятном,
И, от окна свой взгляд не отводя,
На миг вернуться в прошлое обратно,

И вновь глядеть на мир через стекло,
И СКРИПКУ позабытую взять в руки,
И в такт дождю, свободно и светло,
Наполнят мир МЕЛОДИЙ НЕЖНЫХ ЗВУКИ…

Вдруг грянул гром, АККОРДОМ из-за туч,
И МУЗЫКА ПРИБЛИЗИЛАСЬ К ФИНАЛУ,
Когда вдруг солнце подарило луч,
И радуга на небе ЗАИГРАЛА…

Что здесь общего между тропами? Конечно, музыка! Все  они, так или иначе, затрагивают область музыкального звучания, мелодии, хотя стихи вовсе  не о музыке, а о дожде! Семья тропов здесь есть, и это прием, с помощью которого автор делает сравнение того, что он видит, с тем, что он ощущает.
 

4. НЕОКОЛЬЦОВАННЫЕ ПТИЦЫ. ЕЛЕНА ШИПИНА

Сквозь подсознанья миражи
На белый свет пустой страницы
Летят, СМАКУЯ ВИРАЖИ,
НЕОКОЛЬЦОВАННЫЕ ПТИЦЫ;
ИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО СМОГА
На лист, зовущий белизной,
(УДОБНЫЙ ДВОРИК для флешмоба)
РАЗНОГОЛОСОЮ ТОЛПОЙ
СЛЕТАЮТСЯ – на праздник? вече?
На форум, митинг, просто встречу?
ЩЕБЕЧУТ, МЕЛЬТЕШАТ, ВОРКУЮТ,
БАСЫ И ТЕНОРЫ ТАСУЮТ
И – вдруг подхватятся – держи!
Мелькнут кусты и этажи –
УНОСЯТ ЛИСТ очередной
С НЕОКОЛЬЦОВАННОЙ СУДЬБОЙ.

Автор олицетворяет свои поэтические творения с птицами и изображает их в виде типичного для пернатых поведения, хотя на самом деле, все эти выделенные слова – тропы, поскольку речь идет не о птицах, а о листах с текстами стихов. Семья тропов есть, почти все из них описывают поведение птиц (есть общий объект для сравнения!).


11. ЗАВОРОЖИЛА. ТАНЯ ВЕРШИНИНА

Ты говорил мне о любви – её не превозмочь.
Ты уводил меня с собой в таинственную ночь.
ЦВЕТУЩЕЙ ЯБЛОНЬКОЙ была в раскидистом саду,
Но в нашу жизнь пришла зима, накликала беду.

Заворожила, опьянив, красавица метель,
АЖУРНЫМ КРУЖЕВОМ ЗАСТЛАВ ХРУСТАЛЬНУЮ постель.
Вокруг заманчиво кружил снежинок хоровод,
Твою ЛЮБОВЬ и доброту ЗАКОВЫВАЯ В ЛЁД. 
И закружила КАРУСЕЛЬ ОБМАНА И ИЗМЕН,
А наши чувства забрала она в ЛЕДОВЫЙ ПЛЕН.
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР С НОГ СБИВАЛ, задерживал в пути,
Дорогу чтобы нам с тобой друг к другу не найти.

Настанет день, и вновь придёт заступница весна -
За слёзы, пролитые мной, расплатится сполна.
Растопит ПАНЦИРЬ ЛЕДЯНОЙ, ЧТО У ТЕБЯ В ГРУДИ,
И все БЕСЧИНСТВА ВЬЮГИ злой оставит позади.

Автор уподобляет охлаждение чувств с зимой. Стихи об ослабевающей  любви, а  кажется, что о зиме, потому что большинство тропов (сравнений, метафор и эпитетов) – описывают атрибуты зимы, льда, холода. На самом деле речь идет не о зиме, а об отношениях: «Но в нашу жизнь пришла зима, накликала беду». Семья тропов здесь есть, хотя встречаются и другие сравнения, не входящие в семью (карусель обмана, цветущая яблонька)


15.ЛЮБОВЬ - КОЛЬЦО. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА

Грациозной БАЛЕРИНОЙ,
   юной прелести полна,
Тихо в дом ВОШЛА РАЗЛУКА,
   ПОД МЕЛОДИЮ дождя.
Невесомо и незримо
   ТРЕТЬЕЙ К НАМ ЛЕГЛА В ПОСТЕЛЬ,
И объятья разомкнула,
   погасив огонь страстей.
А потом нас развенчала
   ИСКРОМЁТНЫМ ФУЭТЕ,
И МОЛЧАНИЕ БАЛЕТА
   ПРЕВРАТИЛОСЬ В ВАРЬЕТЕ.

Осознать, что УВЕРТЮРА
   есть начало для конца -
Не всегда сулит прозренье
   для влюблённого "слепца".
Может кто-то и получит
   дар Всевышнего Творца:
То, что будет без начала,
   то, что будет без конца…

Здесь рассказывается о разлуке и о крушении отношений, которые автор описывает в  балетных и театральных образах. Большинство тропов – близко между собою  по объекту сравнения (того, с чем сравнивается), поэтому образуют семью. В плюс этому стихотворению - умная концовка, превращающая личную историю в философское обобщение: «Осознать, что увертюра есть начало для конца».


16. ПОСЛЕДНИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НОЯБРЯ. ЕЛЬЧЕНКО ЛАНА

Последний понедельник ноября
Пятнистою, чуток ХРОМОЙ ЛОШАДКОЙ;
Не верит в радость, лёгкость бытия,
Поэтому и хмуро, колко, шатко;

НЕ ПОКАТАЕТ НА СВОЕЙ СПИНЕ:
Шагай сама, смотри не вдаль – под ноги,
А некто – глянь! – ГАРЦУЕТ НА КОНЕ,
И РЕЗВЫЙ КОНЬ ЕГО НЕ ОДИНОКИЙ.

Недели первенец суров и строг,               
Взирает на мои поступки гневно.
Он, БУДТО НЕДОУЧЕННЫЙ УРОК,                лошадь?
В потоке дел он ЭХОМ ЕЖЕДНЕВНЫМ.

Кому-то крохи счастья соберёт,
А мне, как прах, безжалостно развеет.
Он любит "ДЕЙСТВА" ЗАДОМ-НАПЕРЁД
И БОЛЬНО БИТЬ КОПЫТОМ В ЛОБ УМЕЕТ

За то, что растеряла драйв-азарт,
У Бога "печенюшки-плюшки" клянчу…
А ну-ка, прочь стенания! НА СТАРТ!
Закрыв глаза, ЦЕЛУЮ ЛОШАДЬ-КЛЯЧУ.

Мне кажется, если кто-то из нас зарегистрировался на литературным сайте и восхотел стать писателем, то отговорка «я не знаю правил пунктуации» уже не должна быть оправданием. Забыл школьную программу – вспоминай и тренируйся в грамотном письме. А если не хочешь, то публикуй свои стихи только в дружеском чате. В этих стихах я оставила все знаки в авторском варианте, отчего понять, что хотел сказать автор хотя и можно, но сложно в 1 и в 3 строфах, от синтаксиса которых (незаконченности построения предложений) я приходила в недоумение. Например, такое предложение: «Он, будто недоученный урок, в потоке дел он эхом ежедневным». Или: «Последний понедельник ноября пятнистою, чуток хромой лошадкой;» (точка запятой равноценна концовке простого предложения в составном!). Здесь же, в тексте - изъяны речи: «чуток» вместо «чуть» и сомнительный неологизм «драйв-азарт». Как можно стихи с недочетами речи судьям  рекомендовать НА ДИПЛОМ, я искренне не понимаю.
А вот с точки зрения «семьи тропов» здесь все в порядке. Автор уподобил ноябрь лошади и использует тропы, так или иначе связанные с поведением и обликом лошадей, поэтому конкурсное задание выполнено. Одна только 3 строфа портит дело – ее тропы из другой смысловой группы: «недоученный урок» и «эхо ежедневное», описывающие тот же самый ноябрь, к лошадиной теме не имеют никакого отношения…


19. СКРИПНЕТ ПОЛОВИЦА. ВИКТОР ОСЫКА

Скрипнет половица
Под твоею ножкой.
ПОСТУЧУ СИНИЦЕЙ
В сонное окошко.
Зашумят березки
Листьями резными.
Ветер с ивы СЛЕЗКИ,               
КАК РОСИНКИ, снимет.

 НОЧЬ ПОГАСИТ ЗВУКИ,
 СПАТЬ УЛОЖИТ СОЛНЦЕ.
 Я тебя на рУки
 Подхвачу в оконце.
 Воздух за станицей
 Пахнет хлебной пылью.
 Ты ЗАБЬЁШЬСЯ ПТИЦЕЙ
 И РАСПРАВИШЬ КРЫЛЬЯ.

ЗЁРНА ОСЫПАЛИСЬ
ДЛЯ ПРОВОРНОЙ ПТИЦЫ.
Мы с тобой купались
В золотой пшенице.
Облака стекали
В звёздные объятия.
ПТИЦАМИ ЛЕТАЛИ
ДУШИ В ВСПЛЕСКАХ СЧАСТЬЯ...

 Но, стирая с неба
 Взгляд ЗВЕЗДЫ ХРУСТАЛЬНЫЙ,
 Встал РАССВЕТ ИЗ ХЛЕБА
 ЗОРЬКОЙ ПОМИНАЛЬНОЙ:
 По любви, что ПАЛА,
 КРЫЛЬЯМИ ПЫЛАЯ.
 Высоту узнала
 И паденье рая.

Где роса с зарницей
Эту ночь сломала,
РАНЕНОЮ ПТИЦЕЙ
ТЫ В ОКНО УПАЛА...

Автор рассказывает о личных отношениях двоих через образы птиц, и делает это довольно удачно. С помощью семьи тропов он языком образов рассказывает трагическую историю любви. Помимо «птичьих» образов в стихах есть и другие сравнения, не входящие в семью, но задание можно считать выполненным. Напрягло только ударение в предложении: «Я тебя на рУки подхвачу в оконце» - естественно произносить «нА руки». Еще я засомневалась в правильности выражения «встал рассвет из ХЛЕБА», где «хлеб» заменят подразумеваемое «пшеничное поле». Стихи судьями не были отобраны.

 
20. МОЖЕТ БЫТЬ... ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА 

Кроны лесные рыжеют.
(Блекнут ОТТЕНКИ БЕРИЛЛА).
Может, их НОЧЬ-ВОРОЖЕЯ
ЗВЁЗДНЫМ ХВОСТОМ ПОДЦВЕТИЛА?

Красочны ивы-сестрицы -
Как ЗОЛОТЯТСЯ ИХ ШАЛИ!
Может быть, к речке жар-птицы
Стайкой гостить прилетали?

Вот ЦВЕТОВЫЕ МОТИВЫ
ОХРЫ, ХУРМЫ И КАРМИНА.
Может, СКАКУН ОГНЕГРИВЫЙ
Здесь отдыхал под рябиной?

Листья ОЛЬХИ И КАШТАНА               
ВТОРЯТ ПАЛИТРОЙ  ЗАКАТУ...,               
В том, что так осень БАГРЯНА,
Может, заря виновата?

Семья тропов есть – это тропы, описывающие краски осени – палитру оттенков цветов и красители, с которыми сравниваются растения. В стихотворении нет дополнительного уподобления чего-то чему-то приемом олицетворения, как это было в предыдущих стихах, в них рассказывается об осени и не о чем ином, кроме нее, но все сравнения, метафоры и эпитеты находятся в одной смысловой семье. По качеству написания есть замечания к выбору некоторых слов: я не в восторге от «подцветила» и от «цветовые мотивы».


24. ВЕТРЕНАЯ ЛЮБОВЬ. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ
                *Понт – так называли др.греки  Черное море

Издалека, от горизонта,
По глади блещущего понта* 
БАРАШКОМ катится Волна -
Легка, стремительна, ВОЛЬНА!..

Её могучим дуновеньем
Вдаль гонит ВЕТЕР–ВЕРТОПРАХ,
Его любовь – одно мгновенье
И страсти гибельной размах!

Он  В ВЕРНОСТИ ВОЛНЕ КЛЯНЁТСЯ
И в уши о любви свистит,
Она послушно отдаётся
Его страстям… и вдаль летит! 

Над ней он ПЕНУ ВЗБИЛ КОРОНОЙ,
Непринуждённо и шутя,
ИГРАЯ массой многотонной,
КАК В ТЁПЛОЙ ВАННОЧКЕ – ДИТЯ.

А наигравшись, он БРОСАЕТ
Ту, что сейчас КОРОНОВАЛ,
Над морем весело ПОРХАЕТ,
КАК ФЕРТ, ПРИМЧАВШИЙСЯ НА БАЛ.

КАК НА ТАНЦПОЛЕ он на понте,
И, как на море ни взгляну,
Он вновь вдали, на горизонте -
Вновь гонит лёгкую волну!

Стихи о морском ветре, которого автор изобразил в образе человека - «ферта», «вертопраха», развлекающегося «на балу» с волной: «в уши о любви свистит, она послушно отдаётся его страстям… и вдаль летит!». Таков сюжет этих стихов. Есть ли здесь семья тропов? С некоторой натяжкой – да, поскольку, хотя сравнения и разные, но все действия играющего с волнами ветра работают на один и тот же образ – образ гуляки вертопраха. Задание выполнено, а техника исполнения слабовата для получения высокого призового места: много глагольных рифм: бросает-порхает, клянется-отдается, свистит-летит, в последней строфе к  дважды  встречается «вновь» (заменить бы одно синонимом), есть смыкание согласных «В Верности». И в целом язык стихов слишком приближен к обыденной речи…


27. ПЕСЧИНКИ ВРЕМЕНИ. ОЛЬГА ВОЛХОНСКАЯ 

Тик-так, тик-так, тик-так - шуршит песок.
Земное ВРЕМЯ УТЕКАЕТ В ВЕЧНОСТЬ.
СЕКУНД-ПЕСЧИНОК, СТРУЙ ПЕСКА – ЧАСОВ
Не замечаешь в гонке бесконечной.

Спохватишься – СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ целый год,
И снова праздник, оливье и ёлка…
Тик-так, тик-так, тик-так – ПЕСОК ТЕЧЁТ,
Никто не знает, течь осталось сколько.

Пока ты мал, ПЕСЧИНКИ НЕ СПЕША
СЛАГАЮТСЯ В МИНУТЫ, ДНИ И ВЁСНЫ,
А детская наивная душа
ТОРОПИТ ВРЕМЯ, торопясь во взрослость.

Пока ты юн, транжира из транжир,
ПЕСЧИНОК ДРАГОЦЕННЫХ НЕ СЧИТАЕШЬ,
Растрачиваешь их на миражи,
Не чувствуя, как ВРЕМЯ ТАЕТ, тает…

Тик-так, тик-так, тик-так – течёт река,
Смывает вёсны и наносит зимы.
И вот уже ОТ ЗАМКА ИЗ ПЕСКА
Осталась только ГОРСТОЧКА ПЕСЧИНОК.

Время жизни автор уподобляет песочным часам и песку, который находится в движении и символизирует уходящее время. Все тропы стихотворения так или иначе связаны с «песком» - образуют смысловую семью. И само по себе произведение очень удачное, умное, запоминающееся.


28. МОЯ ЦАРИЦА. НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ 

Два месяца – В БОГАТЫХ ЯРКИХ КОРЗНО,
расшитых самоцветами и златом.
А третий – БОНВИВАН, претенциозный,
ПОХИТИЛ КРАСКИ, КИСТИ, АРОМАТЫ.

Осины лист, ПОЛУШКОЮ УПАВШИЙ,
на память подбираю. Пригодится.
Ноябрь... ЖУИР, ТРАНЖИРА, промотавший
всё состояние МОЕЙ ЦАРИЦЫ:

РАСТРАЧИВАЛ АЛТЫННИКИ, ЧЕРВОНЦЫ,
гонял по небу облака и тучи,
КУТИЛ С ВЕТРАМИ, прятал днями солнце
и кознями своими всех замучил.

Ах, осень, осень, мы с тобой похожи!
Судьба одна (ЦЕНА ОДНА – КОПЕЙКА).
ТО ГЛАДИТ НЕЖНО, ТО СДИРАЕТ КОЖУ
и говорит: "До дна меня испей-ка... "

С тобою нас она сломает разве?
Смотри, как ЖИЗНИ ОПУСТИВ ПОВОДЬЯ,
стоит наш третий – ОБНИЩАВШИМ КНЯЗЕМ –
И КУТАЕТСЯ В ЖАЛКИЕ ЛОХМОТЬЯ.

В ПЛАЩЕ ДОЖДЯ встречает осень зиму,
АЛТЫН БРОСАЯ ноябрю в ладошки.
Последние наряды ветви снимут
и ВСТАВЯТ ЖЕМЧУГ В ЦАРСКИЕ СЕРЁЖКИ.

... СТОЯЛА ДЕВОЧКОЙ за дверью лета
и девушкой – у моего окошка.
УХОДИШЬ ЖЕНЩИНОЙ. ВЕЛИКОЛЕПНОЙ!
ПРОЩАЙ, ЦАРИЦА. "Сядем на дорожку".

Долго сомневалась, есть ли здесь семья тропов. Автор уподобляет осенние месяцы людям, одетым в яркие наряды, которые, как богатые транжиры, их постепенно сбрасывают, растрачивая «алтынники и червонцы», передавая власть «обнищавшему князю» предзимья. Можно ли считать этот прием описания «семьей тропов»? Не уверена. Здесь общим образом являются только череда людей, вид которых автор описывает по разному, разными тропами. Если задание здесь и выполнено, то с натяжкой, не самый убедительный пример приема «семья тропов».


32. ВРЕМЯ - БЫСТРАЯ РЕКА... ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА 

ВРЕМЯ, БЫСТРАЯ РЕКА,
Мчит планету сквозь века;
ГДЕ ИСТОК, БЕЖИТ КУДА,
Не узнаешь никогда.

Когда катится С ГОРЫ,
ВСЕ ТЕЧЕНИЯ БЫСТРЫ;
В ГОРУ всё наоборот -
Время МЕДЛЕННО ТЕЧЁТ.

ИСПАРЯЕТСЯ ВОДА,
С ней и радость, и беда;
ВРЕМЯ ЛЕЧИТ, ЧАЩЕ БЬЁТ
Дни и ночи напролёт.

Старец плачет о мечтах,
УТОПАЮЩИХ В РУЧЬЯХ;
Не вернуть ему года,
Что УПЛЫЛИ НАВСЕГДА.

Всем известно наперёд -
РЕЧКА ЖИЗНИ УТЕЧЁТ
Сквозь песок и жемчуга
На другие берега.

Стихи аллегория про реку, которая на самом деле – жизнь человека. Все тропы так или иначе связаны с водой и ее движением. Семья тропов есть. А вот поэтическая речь, художественное впечатление от стихов слабенькое. Все сообщается слишком информативно, в лоб, а хотелось бы более объемного, богатого  и выразительного  языка поэзии.


35. ДОЛГОЛЕТИЕ НАДЕЖДА КУЛЬЧИЦКАЯ 2 

Ты страшна грозой неизбежною:
СМЕРТИ ровен час на призыв трубы,
К седине моей с прядью вешнею
Беспощадная, КАК ГОНЕЦ СУДЬБЫ.

Как отвлечь тебя от заплечных дел,
Не хватило чтоб ОДНОГО СТЕЖКА,
КОГДА САВАН ШЬЁШЬ для остывших тел,
Мне проспать бы срок твоего "рожка".

Ведь не зря творишь ты бессоницу,
В ЧЁРНО-КРАСНЫЙ ЦВЕТ НАРЯЖЁННАЯ,
От тебя спасёт только КОННИЦА
ИЗ СЕМИ НОЧЕЙ ЗАПРЯЖЁННАЯ.

И У ТЕХ НОЧЕЙ КРЫЛЬЯ значатся,
БЕЛЫЙ ЦВЕТ у них очерт'ит ПОЛЁТ.
Сонмы Ангелов заартачатся,
ДОЖДЬ ШАЛЬНЫХ СТИХОВ ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ ЗАЛЬЁТ.

Не страшна ты, смерть, неизбежностью,
Не ходи за мной, СЛОВНО ТЕНЬ, труба,
И не будь К СЕДОЙ ПРЯДИ спешною,
Мне дарована многих лет Судьба.

Здесь нет переноса одного описания объекта на другой, нет аллегории, автор напрямую рассказывает нам о смерти, которую описывает через её традиционные символы, использует для этого тропы, указывающие на нее: черно-красный цвет, труба, саван, седая прядь… Можно ли считать все эти тропы представителями одной семьи – сказать сложно: все они довольно разные, хотя и указывают на одно – на атрибутику смерти. Задание выполнено с некоторой натяжкой…


37. СИМФОНИЯ ЖИЗНИ.  ТАТЬЯНА КВАРТАЛЬНОВА

Опять виртуозно ВЫВОДИТ НА ФЛЕЙТЕ
Прощальную ПЕСНЮ опавшей листве
Холодный, угрюмый, безжалостный ветер
Под рокот дрожащих, КАК СТРУНЫ, ветвей.

И солнце, застенчиво выглянув в просинь,
Свой лик укрывает за тучей, пока
НЕ СМОЛКНЕТ СИМФОНИЯ ГИБЕЛИ  "Осень",
Не лягут на землю седые снега.

Природа КАК БУДТО ОДЕНЕТСЯ В САВАН
И выдержит зиму, КАК ПАУЗУ ХОР.
Но быстро проснется, ДЛЯ ПЕСНИ ВОСПРЯНУВ,
ЛИШЬ ПАЛОЧКОЙ СНОВА ВЗМАХНЕТ ДИРИЖЕР.

МЕЛОДИИ жизни, МЕЛОДИИ смерти
В руках всемогущего Бога-Творца.
Ему безоглядно, о сердце, доверься!
ОН ПЕНИЕМ снова наполнит уста.

На время - холодные ветры, на время -
Тревоги, волнения, ночи без сна....
Но если в душе благодарности тема,
То это - СИМФОНИЯ ЖИЗНИ "Весна"!

Убедительный пример использования семьи тропов без аллегории. Это пейзажная лирика с описанием осени, где все сравнения, метафоры и эпитеты касаются общей - музыкальной темы – звучания музыки, пения, хора и музыкальных инструментов. Семья тропов, безусловно, есть. 


41. МОРСКОЙ КОНЬ. ДЕНИС ПЕРЕСВЕТ 

Затянуло небо тучами,
Бьётся молния в утёс,
РАСПРАВЛЯЯ ГРУДЬ МОГУЧУЮ,
КОНЬ МОРСКОЙ несётся в плёс.

Синий ГЛАЗ КОСИТСЯ бешено,
Ветер СВИЩЕТ ИЗ НОЗДРЕЙ,
УДИЛА ЗАЖАЛ до скрежета
Перекатанных камней.

ГРИВА ПЕНОЙ развевается,
Вод ВЗДЫМАЮТСЯ БОКА,
Блики света отражаются
От трезубца СЕДОКА.

Мощь бурлит, вздуваясь мышцами,
КАК КАНАТЫ сплетены…
Сколько ж силы и неистовства
В беге штормовой волны?!!

Если бы автор описывал только море, я бы сказала, что семьи тропов здесь нет, поскольку нет самих тропов, есть только описание реальности. Но автор описывает море аллегорически, не напрямую, а уподобляет его фантастическому существу  - морскому коню, и описывает стихами именно этого коня, используя тропы, связанные с лошадьми – грива, седок, удила, ноздри коня, вздымающиеся бока… Эти тропы и образуют семью тропов. Задание выполнено, но язык поэзии оставляет желать лучшего. Я бы еще поработала над речью последней строфы («мощь бурлит», «штормовая волна», не украшающая литературный стиль частица  «ж»). Не радуют и банальность глагольных рифм: развеваются-отражаются.

*******************************************

А теперь покажу вам стихи, отобранные, на мой взгляд, нашими  судьями ошибочно: несмотря на понравившееся им качество стихов - художественное впечатление и технику исполнения, в них использован не прием «семья тропов», а другие средства поэтической речи, не относящиеся учебному заданию нашего конкурса. Во всех них я сделала то, что нужно было сделать для себя членам жюри в процессе голосования – выделила ВСЕ метафоры, сравнения и эпитеты, которые есть в тексте. Посмотрев на них и сопоставив их друг с другом, вы сами легко убедитесь в том, что прием «семья тропов» в этих стихах отсутствует:

3. ФЕВРАЛЬ ТАК СХОЖ С ТОБОЙ. САМОЙЛОВА СВЕТЛАНА

Февраль так схож с тобой: имея нрав суровый,
Хранит в себе тепла весеннего секрет,
КОСНЁТСЯ ЛИ ЛУЧОМ иль наметёт сугробов,
Припрятав до поры подснежников букет.

Не скуп, но расточать налево и направо
Все ЗАЛЕЖИ ДУШИ пристало ль Февралю?
Метель, пурга, мороз, норд-ост - мне всё по нраву;
Предчувствуя весну в тебе - тебя люблю!

Я вглядываюсь в день, а в нём всё больше света,
ЗАСЛУШАВШИСЬ ЗАРЁЙ - всё новых слышу птиц.
И краткость и размах величия Поэта -
В бутонах, в почках верб, в улыбках встречных лиц.

Я рада бы, родной, сравнить тебя с Апрелем,
И в Августе смогу узнать твои черты,
Но дни, что без тебя, бесследно пролетели...
Что новый нам несёт? Каким в нём будешь ты?

Февраль уподоблен человеку («февраль так схож с тобой»), после чего автор обращается к этому человеку, используя минимальное число тропов, никак друг с другом не связанных…


6.ПАРФЮМ-ПОЕДИНОК. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС   

Он входит. Высокий, красивый, брутальный,
Немного небрежный, немного печальный,
Немного усталый, к успеху привычный,
И к чарам красоток почти безразличный.

Крадётся ПОХОДКОЙ почти ЛЕОПАРДА,
Склоняется к струнам с ПОВАДКАМИ БАРДА,
Кивком намекает на порцию виски,
И взглядом скользит по рукам пианистки.

Он прежде не видел её. Постепенно
Духов аромат, ЧТО УКОЛ ВНУТРИВЕННЫЙ, 
Вливается мягко, но неумолимо,
ГАРМОНИЮ ВЬЁТ ИЗ ТАБАЧНОГО ДЫМА.         

И всё изменилось – внезапно, мгновенно,
ГИТАРА И КЛАВИШИ попеременно,
Борясь и сдаваясь, бунтуют - и снова
Сплетаются, К СТРАСТНОМУ БОЮ ГОТОВЫ. 

Теперь апогея достиг поединок,
От туфелек модных до грубых ботинок
Витают парфюма ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ, 
И В ПЛЕН ФАРАОНА БЕРЕТ НЕФЕРТИТИ.

В последнем прыжке, ослепительно милом,
Всё, кроме духов, темнота проглотила.
Сражён наповал, околдован, повержен,
Окован, опутан, но … как же он нежен…

Общая тема есть: одна из работ Рене Грюо - женская рука на лапе хищника, послужила оформлением серии духов Кристиана Диора. Стихи образно говорят о том воздействии, которое оказывает на нас аромат духов. Тема общая, а вот использованные тропы разные. Все выделенные в стихах тропы, на мой взгляд, семью не образуют, ибо с разным сравнивают.


13. ВЕЧЕР ЯВИЛСЯ ЛОХМАТЫЙ...ТАТЬЯНА КАЛЮЖНАЯ

ВЕЧЕР явился лохматый
В ПЛАТЬЕ оттенков сирени,
СЕЛ НА ЕЛОВЫЕ ЛАПЫ,
ВЫТЯНУЛ длинные тени.

За день уставшую землю
дымчатой ШАЛЬЮ УКУТАЛ,
С ВЕТРОМ ОБНЯЛСЯ И ДРЕМЛЕТ -
ПЕСНЮ МУРЛЫЧЕТ кому-то...

ЗВЁЗДЫ РАССЫПАЛ небрежно,
МЕСЯЦ ВОТКНУЛ, где хотелось.
К сердцу ПРИТРОНУЛСЯ нежно -
тонкой струною запело...

Стихи обращены к вечеру, который автором олицетворен и совершает разные действия. Помните, в самом первом стихотворении нашей статьи про ночь-кошку,  действия  там совершает ночь, но они все присущи только и именно кошке (образу, с которым там все сравнивается). А здесь вечер занимается самой разной деятельностью, между которой не найти общего образа, действия вечера не образуют общую смысловую семью тропов.


14. СНЕГ. МОРЕЛЕНА 

Жирная РЫБИНА МЕЧЕТ ИКРУ
По утру.
Серых чешуек коснулись ПАРЯЩИЕ ПТИЦЫ.
Вздрогнула рыба и сразу давай НЕРЕСТИТЬСЯ.
Хрупких ЖЕМЧУЖИН НАСЫПАЛА всем ПО ВЕДРУ.

Белый верблюд ПОДСТАВЛЯЕТ ГОРБЫ
Без борьбы.
Стал альбиносом печальный «корабль» в одночасье.
И не поймёт… это горе его или счастье?
Но все давно решено для ребячьей гурьбы!

СГИНУЛИ ЗМЕИ колейных мастей
Без затей.
Скрылись беспутные с глаз никого не спросившись.
Если в дорогу сегодня собрался простившись,
Прежде ЛОПАТУ ПОКРЕПЧЕ БЕРИ И ПОТЕЙ.

Время труда и весёлых потех!
Звонкий смех
Слышен, как летом, зимою на реках и горках,
Где на коньках и на санках катаются ловко.
ПРАЗДНИЧНО-ВЕСЕЛО ПАДАЕТ, падает снег…

Описана детская площадка с деревянными животными, которую засыпает падающий с неба снег. Написано выразительно, но никакой общности в тех немногочисленных тропах, которые использованы автором, я здесь не вижу. Они все про разное .


18.ОЖИДАНИЕ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
 
ДОМ постарел, стал ГЛУХ, ПЕЧАЛЕН, СЕД         
От БЕЛЫХ МУХ, кружащих постоянно,
Под тяжестью сугробов чуть просел,
Казалось, сам из снега состоял он.

Скрипели двери, смазать бы. Кому?
Владелец занемог и слег в больницу,
Остался пес, ВЫЛ ВОЛКОМ на луну               
И ждал, когда хозяин возвратится.

Он жил КАК ЧЕЛОВЕК насущным днем,
В своем сиротстве не винил кого-то,
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ БЫЛО СЛОВНО ДОМ,            
Что принял все проблемы и заботы.

ИЗБА СМОТРЕЛА в мир сквозь стекол муть,
А лестница - НАДЕЖНЫЙ ПОЗВОНОЧНИК
Спасала пса, когда не мог уснуть,
Под ней не так тоскливы были ночи.

С утра ЛУЧИ несмело ЛЕЗЛИ ВНУТРЬ,          
И отражалось в карих вишнях солнце,
И снег мерцал КАК ГЛАДКИЙ ПЕРЛАМУТР,
И верилось, что счастье в дом вернется.

С выбором судьями этого (прекрасного!) стихотворения я не согласна. Описан реальный дом и его реальные черты – старость, скрипящие двери, одинокий пес в доме, лестница. Тропы в стихах есть, но каждый из них сравнивает что-то с чем-то своим, не образуя общности между тем, с чем все сравнивается. Смысловая общность по заданию должна искаться не в сюжете и не в объекте описания, а в схожести тропов, которыми он описывается, а здесь тропы  никак не связаны друг с  другом.


21. ОСЕНЬ РЫЖЕЮ ЛИСИЦЕЙ... АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ-МАРТ 

ОСЕНЬ РЫЖЕЮ ЛИСИЦЕЙ
Начинала свой поход.
Всё росло ещё в теплице
И не поздним был восход.

Но сменила масть ЛИСИЧКА:
ЧЕРНОБУРКОЙ в ноябре
Стала вдруг её сестричка,
Только ХВОСТИК В СЕРЕБРЕ.

Да, пушистый белый кончик
На хвосте несёт мороз.
И тепло ноябрь закончит,
Холод – вот его прогноз.

И на сцену выйдет скоро
ЗАПОЛЯРНАЯ ЛИСА,
В белом вся и с ней покорно
Снег повалит на леса.

Сразу бросается в глаза  недочет техники: рифмовка однокоренных слов «поход-восход». Прием создания образа тоже показался мне странным: погодные сезоны автор  сравнивает с лисами (почему вдруг с лисами?): осень с рыжей лисой, предзимье с черно-бурой, а снежную зиму с заполярной лисой. Семья тропов здесь есть, конечно, но уж больно она одноликая…  И в целом для шанса быть награжденным хочется большего богатства поэтического языка.


23. ДИКАРКА. АНАТОЛИЙ СЕМКИН 

Под синим небом в  мае месяце
За перелеском у ручья
Дикарка яблоня НЕВЕСТИТСЯ,
На годы долгие - ничья.

Огрызок...  Или птичка шалая -
На землю семечко. И вот
Кривая выросла, шершавая,
Но как божественно цветёт!

Три дня цвести. Неделю - максимум.
Потом посыпятся цветы.
А в октябре за ними на зиму
Падут на землю и плоды.

Я знаю: яблочки - прогорклые,
Но к ней по осени приду.
Насобирав ведёрко с горкою,
Сварю варенье на меду.

ДИКАРКА вся объята пчёлами.
От их жужжания ЗВЕНЯ,
Стоит НЕВЕСТИТСЯ, ВЕСЁЛАЯ:
Как будто знает, что моя.

Здесь единственное сравнение – яблоньки (реального персонажа стихов, именно о яблоньке в них речь!) с девушкой, которая «заневестилась». И все! Все прочее – только про яблоньку, про ее цветение и яблочки. Где здесь семья тропов, если самих тропов практически нет???


25. МАШИНИСТКА ИГРАЕТ ЭТЮД. ЛАРИСА САМОХИНА

ФЫВА ПРОЛДЖЭ - руки в позиции,
Машинистка ИГРАЕТ ЭТЮД.
Пальцы помнят без репетиции,
БУКВЫ СТРОЕМ ЗАСТЫЛИ И ЖДУТ.

МЫСЛЬ, в слова облекаясь, ШИРИТСЯ,
В РИТМЕ, В РИФМУ, КАК ЖАР ГОРЯ,
Из глаголицы и кириллицы
Тридцать три вышли богатыря.

Молвят Слово о князе Игоре,
Песнь Бояна, Нестора труд,
Каждый ЗВУК ИХ ВЕЧНОСТЬЮ ВЫВЕРЕН,
Голос предков знаки несут.

Щедро ЛЬЁТСЯ ОН ЗЛАТОМ-СЕРЕБРОМ
В ЗЕМЛЯХ с запада на восток,
Размыкая уста уверенно,
Как предвидел Поэт-Пророк!

Ты пребудь вовек, речь славянская,
Силы русской ЖИВОЙ РОДНИК,
Кровь дворянская, плоть крестьянская,
Наш великий родной язык!

Стихи написаны о русском языке. Если посмотреть на все имающиеся в их тексте сравнения, метафоры и эпитеты, то увидеть в них нечто общее невозможно,  сравнивающие слова у всех тропов общей смысловой группы не образуют, а значит и семьи тропов в произведении нет.

 
30. ДОБРАЯ ОСЕНЬ. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА

Ты помнишь ту ликующую Осень,
Что нас ПЛЕНИЛА ЗАРЕВЫМ ОГНЁМ,
Где юных дней осталось отголосье,
Где нам хотелось вечно быть вдвоём.

ХОЗЯЙКОЙ ДОБРОЙ Осень нас ВОДИЛА
СКВОЗЬ все ночные СПЯЩИЕ ДВОРЫ,
И ЖГЛА в старинном парке, всем на диво,
Канадских клёнов жаркие КОСТРЫ.

На СЛАДКОЗВУЧНОЙ ивовой СВИРЕЛИ
МАЭСТРО Осень ВАЛЬС ИГРАЛА нам,
А с клёнов листья ЗВЁЗДАМИ летели,
ПОДАРКОМ ЩЕДРЫМ падая к ногам.

Наполнив нас волшебной дивной силой,
ХМЕЛЬНЫМ СВОИМ НАСТОЕМ УГОСТИВ,
КОЛДУНЬЯ райским яблоком КОРМИЛА
И спелой ежевикой из горсти.

Потом, шепнув: «Покров – семьи начало…»,
Досужим бабьим сплетням вопреки,
ИСКУСНОЙ СВАХОЙ нежно обвенчала,
Сплетя для нас брусничные венки…

Стихи об осени, в описании которой автор применил олицетворение ее «хозяйкой доброй», которая совершает разные действия, выраженные метафорами. Стихи симпатичные, но, к сожалению, семьи тропов в них нет – все тропы, описывающие осень, общей сравнивающей смысловой группы не имеют.


33. СУМЕРКИ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Сгущается вечер. Слегка
Закат озарил облака.
СИЯНЬЯ ПРИСПУЩЕНЫ ВЕКИ.
ДРЕМОТА СКОВАЛА ветлу.
Коровы идут по селу:
ПОЛЬЮТСЯ МОЛОЧНЫЕ РЕКИ.

Туманно-белёсый, КАК ЛУНЬ,
СКОЛЬЗЯ, ПРОЛЕТАЕТ июнь.
И в сумерках, СЛОВНО СЛЕПАЯ,
Луна, невесома на  вид,
КАК ПРИЗРАК над миром ПАРИТ,
НА МАРЛЕ НЕБЕС проступая.

Войдёт неизбежный покой.
И ТАЙНЫ в тиши колдовской
ЗАШЕПЧУТ зелёные ТРАВЫ.
И ночь ЗАГУСТЕЕТ, КАК МЁД,
И липа МЕДОВО ВЗДОХНЁТ
От жарких признаний купавы.

Пейзажная лирика с красивым описанием вечера. Вечер здесь описывается напрямую, без аллегорий, без олицетворения во что-то иное, при этом используется множество простых и скрытых сравнений, метафор, эпитетов ко всему, на чем останавливается взгляд. Общей категории для сравнения здесь нет, то есть, нет семьи тропов.


34. ОСЕНЬ В ГОРОДЕ. ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА 

Мой город СКОВАН ТОЛЩЕЙ серых ПЛИТ
И ПРОВОДАМИ цепкими УВИТ,
Блестят повсюду вывески рекламы.
Проходит череда осенних дней,
И ВЕТЕР ШЕПЧЕТ в кронах тополей,
И солнца луч дрожит в оконной раме.
Повсюду красота чарует взгляд –
Богат изящный осени наряд:
В нём ШЁЛК, ПАРЧА, САТИН, ПУРПУРНЫЙ БАРХАТ…
Осенних красок ярок СЕРПАНТИН.
А в парке дуб – могучий исполин
Колышет на ветвях листву С АЗАРТОМ.
Заходит ВЕЧЕР – долгожданный ГОСТЬ,
РОНЯЕТ на асфальт рябины гроздь,
Дождь долгий монотонно БАРАБАНИТ.
Окутан небосвод плеядой туч,
И воздух хвойный СЛАДОК И ТЯГУЧ,
И эхо голосов прохожих манит.
Здесь виден след истории живой –
Вглядись в брусчатку плиток мостовой
И, может, вспомнишь тех, что здесь гуляли.
И каждый мост – свидетель давних лет,
Поры свершений, промахов, побед…
Полны надежд МАЛИНОВЫЕ ДАЛИ...

Выделила все метафоры, эпитеты и сравнения текста.  И что между ними общего? С какой схожей по смыслу и качеству категорией предметов и явлений эти тропы сравниваются? Такой нет, каждый троп – с разным и о разном. Значит, и семьи тропов здесь нет.


38. КЛУБОК ВОСПОМИНАНИЙ. АГЛАЯ ЛЮБИМЦЕВА

Тихонечко, на цыпочках
Пробралось в дом Молчание.
И, КАК КЛУБОК ЗА НИТОЧКОЙ,
Пришли Воспоминания.

ГУСЬКОМ ПРОШЛИ в гостиную,
Притихшие, печальные.
НАЛИЛИ МОРС малиновый
В стаканчики хрустальные.

РАССЕЛИСЬ НА ДИВАНЧИКЕ
Незваные, не прошены.
СИДЯТ, обводят пальчиком
На скатерти горошины...

Я сдвину им на краешек
Фотоальбомы стопками,
Скользну по белым клавишам
ЗАДУМЧИВЫМИ НОТКАМИ.

И, дружно, всей компанией
Перенесёмся в прошлое,
Где НА СТРАНИЦАХ ПАМЯТИ
Хранится лишь хорошее.

По замыслу автора одушевленные воспоминания, КАК ЛЮДИ, бродят по дому и совершают разные действия. Все метафоры, обозначающие их передвижения, я выделила капслогом, из которого хорошо видно, что общей части – общей категории сравнения, здесь нет. Семьи тропов нет. Есть только описание разных поступков «воспоминаний». Почему сразу несколько судей этого не заметили – я не знаю. Стихи прекрасные, но прием здесь другой – аллегория, рассказывающая о разных действиях воображаемого персонажа аллегории. И несмотря на большое количество выданных судейских симпатий, я никак не могу наградить участника ни дипломом, ни грамотой…


39. ДОНОР. АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КАЛИНИН   

Я списан из реестра навечно и всерьёз,
но всё стою на месте, к которому прирос,
в ряду почти РАЗВАЛИН, ровесников моих,
таких же суперстарых, хронически больных,
РАСТРЕСКАННЫХ, ПРОРЖАВЛЕННЫХ, без глаз и без зубов,
но послужить оставленных на несколько годков.

Обратно в строй никак мне не встать наверняка,
но в качестве придатка пригоден я пока.
То, что во мне в порядке и отвинтить  с руки,
берут для пересадки: суставы, позвонки,
конечности и плечи, аппендикс и крестец,
кишки, желудок, печень… и сердце, наконец.

Для тех, кто чуть моложе и малость пободрей,
всё пригодиться может из сущности моей.
Мне медных жил не жалко. Им ныне нет цены.
Ну, а мозги – на свалку. Кому они нужны?

Здесь использован совсем другой прием – гротеск. Автор намеренно искажает реальный мир и оперирует с фантастическими образами, подразумевая судьбу  и печаль постаревшего человека, говорит от лица искусственного механизма, чьи детали можно использовать для других нужд, а сам он уже не нужен. Стихи хорошие, но они не про прием «семья тропов».


43. МОСКВА И МОТЯ. ВЛАДИМИР ДАНЕВ 

Соловьиные трели в бетонном лесу,
Лужи серые ДАВЯТ НА ЖАЛОСТЬ.
СПИТ ПАЛЬТО в шифоньере - весна на носу.
Тётя Мотя опять разворчалась.

СВЕТИТ МАЙ через край, а у тёти озноб:
Что ни день - дежавю по спирали -
ВЕЕТ ХОЛОДОМ В ДУШУ стальной небоскрёб
Там, где раньше трамваи стучали.

ТЕЛЕФОННЫЙ НАРОД по бульварам идёт,
Ничего, кроме цели, не зная,
А столица поёт: посмотри же, народ -
Я какая - весенняя вся я!

В планах Моти сегодня: ходьба и музей.
Семенит скандинавским аллюром.
И китайский рюкзак неотлучно при ней -
Будет тесно в метро толстым дурам.

Перерыв на скамье и кормленье кота,
НАГЛЫЙ СВИНТУС уже поджидает.
Чистопрудный, Покровка, Кольцо - красота!
На земле, говорите, нет рая?

Тётя молча идёт за крутой поворот,
Исчезая в НЕОНОВОМ ДЫМЕ...
Тёти Моти уходят от нас каждый год
И МОСКВА РАСТВОРЯЕТСЯ с ними.

Здесь я вообще не поняла, по какому принципу отбирались стихи участником и судьей, их отобравшим. Стихи хорошие, но где здесь семья тропов? Все тропы – разные, из разных смысловых групп…


44. БЕЛАЯ ДАМА. ЛЮБОВЬ ТИМОФЕЕВА 2

Мигом СТИРАЮТСЯ СЕРЫЕ ГАММЫ,
Преображаются улицы, двор –
С неба спускается БЕЛАЯ ДАМА,
В СНЕГ ОДЕВАЯ застывший простор.

СЛОВНО КОЛДУНЬЯ, магической силой
Нрав демонстрирует двойственный свой.
Может сегодня, КАК АНГЕЛ, быть милой,
Завтра – КАК ХИЩНИК, окажется злой.

То СЕРЕБРОМ ОСЫПАЕТ аллеи
Солнечным утром – кругом красота!
То неожиданно днём потускнеет,
Глянешь в окошко, а там – темнота.

Скрипом встречая, за тёплые щёки,
ЗА НОС ЗАДЕНЕТ ХОЛОДНОЙ РУКОЙ –
Будто за что-то угрозы, упрёки,
И зашагаешь быстрее домой.

Ночью она – ЮВЕЛИР, не скупится:
Звёзды АЛМАЗАМИ  ярко горят.
Как БЕЛОШВЕЙКА – она мастерица:
В СТРАЗАХ И БЛЁСТКАХ сугробов наряд.

Как же несносна порою бывает,
ТОЧНО БОЛЬНОЙ И КАПРИЗНЫЙ МАЛЫШ –
ЯРОСТНОЙ БУРЕЙ в трубе ЗАВЫВАЕТ,
ПТИЦЕЙ ОГРОМНОЙ взлетает до крыш.

А на рассвете, КАК СОННАЯ КОШКА,
Будет под солнцем лежать в тишине.
Трону её осторожно ладошкой...
Пусть хоть какая – но нравится мне.

Здесь я тоже в полном недоумении: много судей эти стихи отобрали, но наградить их я не имею права… В чем здесь общность тропов? Метель олицетворена в образ белой дамы, которая  творит разные действия, но действия-то все разные, более того, даже сравнения самой дамы все разные: то она кошка, то птица, то малыш, то ювелир, то белошвейка, то колдунья, то ангел… Алё, судьи, может, это я чего-то здесь не вижу??? В чем здесь сходство тропов-то??? И что мне прикажете делать с награждением этих, дружно отобранных вами стихов???


Кстати, вопрос ко всем – к судьям и к участникам: а нам  вообще нужны в ТМА  (интересны, полезны, желательны) мои учебные конкурсы? Я–то их люблю и даже  охотно и долго к ним готовлюсь - читаю материалы, подбираю примеры, переживаю, где мне на каждый такой конкурс найти заинтересованных в этой работе судей, а общего понимания у нас все равно нет. Может вам такие задания не нужны? Вы предпочитаете привычные тематические конкурсы, над которыми не надо думать и на  которые можно свои старые стихи-победители по десятому разу выставлять, чтобы  множить полученные награды, причем, побеждать узким кругом одних и тех же профессионально пишущих авторов?

Мне очень важно услышать от вас ответ на этот вопрос: а вдруг я зря переживаю из-за того, что с самого начала никому не нужно? Если так, то скажите прямо и давайте работать, как все на нашем сайте – тихо, спокойно, без лишнего напряга головы, одних токмо побед ради…
___________________________________________

На этом все. Прошу вас не обижаться на меня за то, что  дипломы лауреата в этот раз от меня получили не те, кто набрал большинство голосов. Можно, конечно, пойти на поводу мнения большинства и СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ и ПРИЛИЧИЮ наградить тех, кто не выполнил задания, а просто понравился судьям… Но я не буду. Не в моем это дурном характере, извините. В любом случае, всем участникам спасибо за присланные на конкурс стихи – благодаря вам мы все получили возможность разобраться в разных приемах написания поэзии. Всем желаю успеха в творчестве и исполнения ваших  желаний. С теплом, Алкора, 07.12.25.


Рецензии
На поставленный вопрос отвечу однозначно утвердительно. Очень признательна Вам за проделаную работу, детальный анализ и наглядные примеры, и благодарна всей команде ТМА. Перечитав достаточно много литературы о стихосложении и так и не овладев терминологией, остановилась на том, что сколько ни пичкай себя теорией, а усваивается только то, что применимо на практике. Честно говоря, сама сомневалась над своим сравнением/олицетворением, как же здорово, что среди судей нашёлся тот, который посчитал моё предчувствие весны достаточно выразительным. Теперь на собственном опыте знаю кто такие тропы и сколько их нужно для создания семьи.

Самойлова Светлана   07.12.2025 19:56     Заявить о нарушении
"как же здорово, что среди судей нашёлся тот, который посчитал моё предчувствие весны достаточно выразительным"...

Спасибо! Теперь я точно знаю верный ответ на поставленный мною вопрос.

Успехов вам, Светлана!

Творческая Мастерская Алкоры   07.12.2025 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.