Завещание Билибина из осаждённого Ленинграда

Дюк Степанович. Незавершенная иллюстрация Ивана Билибина к былине. 1941 год

-----------------

Едет Дюк во Киев-град, чтоб сравнить земель богатство,
"Не хвались, рубя с плеча" - мать напутствует его.
Знают три богатыря что едино в славе царство,
Потому и пропускают, как собрата своего.

В Киеве, как на ладони, можно силу рассмотреть,
Но за Дюком неизвестность разве только подсмотреть:
Это сны из сказок ночи и живые родники,
Дух таинственных просторов, неизведанность тоски.

Это древние молитвы и целительная мощь,
Что поднимут и Чурилу, как застрявший в речах хвощ.
Не обновка красит силу, кровь корней внутри течёт,
И увидят все гиганта, если та в свой рост встаёт.

Дюк - не вишня, не черешня, хоть такой же дух весны.
Дух природных обновлений в залежах земной казны.
Все былины и легенды веком сложены в века
Речью устной входом в море, как ледовая река.

Духом северной столицы дышит это полотно
И оно нам в завещенье говорит всегда одно:
Будьте бдительны и чутки, не сдавайтесь рабством в плен,
Но весною поднимайтесь всей природою с колен.

Декабристское восстанье, революция элит...
Кто пред северной Авророй в днях суровых тихо спит?
Скованные цепью реки рвутся в пламенную речь
В ожиданиях разлуки и надеждой новых встреч.

----------------

Великий иллюстратор:

Былинный дух, в нём Русью пахнет -незабываемые картины и иллюстрации к русским народным сказкам создал Иван Яковлевич Билибин.

Помимо сказок, каждый, кто ещё не забыл монеты, хорошо знаком с символом, созданным Иваном Билибиным взамен старого двуглавого орла со скипетром и короной - атрибутами царской власти.

За границей художник не расставался со своим творчеством, которому всегда уделял много времени, по 12 часов работы.

Билибин также создал множество декораций и эскизов костюмов к операм Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста», к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и другим театральным постановкам. Работы Билибина хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, Всероссийском музее А. С. Пушкина, Музее Госзнака, а также во множестве частных собраний и коллекций.


Многие советские мультипликаторы вдохновлялись работами этого художника, который много времени посвятил изучения быта в глубинке России, как раз и передающий тот самый сказочный дух, который сохраняют лишь былины. Работы Билибина, при всей своей сказочности, очень достоверные. Купола, крыльца, лежанки, сундуки, резьба – все, как и было в древности, все на своем месте. Кафтаны, сарафаны, рушники – все не придуманное, все, как и должно быть.

В картинах Билибина нет особенного буйства красок. Напротив – цвета приглушенные, северные. У каждого рисунка – свой неповторимый орнамент. По этим орнаментам бегают волки, на них растут подсолнухи и мухоморы, каркают воронята.

Да, немного жутковато. Но русские сказки такие и есть.

Техника – тоже новаторство. Сначала художник с помощью скошенной кисти наносил тушью рисунок, а затем заполнял его акварелью. Некоторые места не заполнял – там оставался просто белый ватман. А линии он вел с первого раза, безошибочно, за что получил прозвище Железная рука.

Казалось бы, все очень просто. Но только почему-то ничего такого раньше не было. Да и подражатели практически не появились. То есть их, конечно, было множество, но незадачливых. Вот же загадка.



Дюк Степанович. Незавершенная иллюстрация Ивана Билибина к былине выполнена всё тем же скошенным пером. Как говорится, что написано пером, не вырубить топором.


Рецензии