Монстры и лабиринты Швеции, 8

Это еще один старейший лабиринт Швеции – Рёзаринг. Он тоже расположен в лесу, на вершине холма и найти его было непросто. 
Этот лабиринт был для шведов культовым местом непрерывно с бронзового века до новых времен. О нем есть упоминания в литературе с 1670-х годов. Лабиринт расположен на одном из самых больших ледниковых хребтов Скандинавии, в самой высокой его части,  рядом с  озером  Меларен, недалеко от Стокгольма. В каменном веке территория  будущего Стокгольма была морским дном, а место Рёзаринга - маленьким островком в архипелаге, не пригодным для заселения людьми. К бронзовому веку, после поднятия суши, люди смогли обосноваться у подножия хребта, используя сам хребет для погребений и церемоний.
Рёзаринг - самый большой и самый известный из всех шведских трояборгов. Он веками исследовался  профессионалами, но именно местный археолог-любитель нашел  древнюю дорогу для процессий,  ведущую по вершине хребта прямо к лабиринту. И этой
дорогой длиной 540 м, в полной тишине и одиночестве, по сосновому летнему бору мы с Катей дошли до лабиринта и расположенного рядом с ним кургана. Считается, что в кургане захоронены знатные люди древнего племени, построившего этот комплекс.
Их привозили по церемониальной дороге и хоронили рядом с лабиринтом.

 Многие исследователи сходятся во мнении, что  лабиринты Скандинавии можно понимать как оставшиеся нам в наследие  от древних материальные свидетельства их ритуальной деятельности по преодолению  жизненных кризисов: инициаций, смерти и
рождения, великих календарных праздников, встреч с опасностями. Вот как  норвежский исследователь  Б. Олсен описывает обряд погребения, который, исходя из его этнографических изысканий, мог проходить в древности: «Пройдя в лабиринт, шаман символически выражает отделение мертвого человека от этой жизни. Нахождение в лабиринте означает физическое отъединение покойника от живого социального мира, когда человек заражен смертью и опасен. Церемония заканчивается тем, что шаман покидает лабиринт после  включения мертвого человека в новое состояние. Во многих шаманских культурах мы находим, что переход от жизни к смерти, в подземный мир, считается трудным и долгим, и шаман становится незаменимым, когда мертвец медленно покидает мир живых;
только он может захватить нематериальную душу и перенести ее в новое жилище. Во время этих ритуалов шаман часто исполняет танцы, рассказывая о трудностях долгого пути в подземный мир. Форма лабиринта, с его волнами и длинными обходами, хорошо
вписывается в традицию того, что происходит в этот переходный период».
Конечно же, этот рассказ - реконструкция исследователя. В данное время нет свидетельств использования лабиринтов в погребальных обрядах даже у жителей крайнего севера - скандинавских саамов, Но существует множество древних захоронений,  которые располагаются  непосредственном  соседстве с лабиринтами. Причем примеры такого соседства прослеживаются от каменного века
до времен викингов.


Рецензии