Если в мыслях полный хаос...
Если искусство теперь — что угодно,
Если религии, в дикой скачке,
Способны легко заменять отсутствие друг друга,
Если образование ждёт реформы
И тщательно проводит её в учебные классы, —
То значит, всё уже готово,
Чтобы в этом хаосе появилось
Что-то фундаментальное:
Мысль, религия, учение…
Свидетельство о публикации №125120605846
1. Основной тезис: Хаос как необходимое условие
Ключевая мысль заключена в логической конструкции «если… то». Перечисление условий («если в мыслях полный хаос, если искусство теперь — что угодно…») — это не жалоба, а констатация достижения некоего критического порога. Хаос мысли, релятивизм в искусстве, взаимозаменяемость религий, перманентная реформа образования — всё это признаки того, что старые системы координат, «большие нарративы», полностью исчерпали свой объяснительный потенциал и разрушились. И лишь в этой точке тотальной неопределенности («то значит всё уже готово») возникает возможность для появления «чего-то фундаментального».
2. Ключевые образы-диагнозы
«Мысли — полный хаос»: Это не интеллектуальная слабость, а результат информационной перегрузки, столкновения всех возможных парадигм. Мысль более не может выстроиться в линейную систему.
«Искусство теперь — что угодно»: Констатация постмодернистской ситуации, где отменены все критерии, иерархии и каноны. Это состояние одновременно свободы и растерянности.
«Религии… способны легко заменять отсутствие друг друга»: Гениальная формула. Религии утратили свою уникальную, спасительную истинность и превратились в функциональные, взаимозаменяемые культурные коды, наборы практик и идентичностей. Их «дикая скачка» — это агония сакрального в светском мире.
«Образование… тщательно проводит [реформу]… в учебные классы»: Образование больше не передаёт знание или культуру; оно стало самоцельным процессом бесконечных, бюрократических преобразований, которые лишь симулируют развитие, будучи оторванными от какого-либо содержательного стержня.
3. Структура и риторика: нагнетание для прорыва
Текст построен как риторическое нагнетание. Четыре раза повторённое «если» создаёт ощущение лавины, обрушивающейся на читателя. Это перечисление симптомов болезни эпохи. Союз «то» становится спасительным клапаном, точкой перелома. После него наступает тишина и ясность: «всё уже готово». Финальное перечисление — «мысль, религия, учение…» — уже не симптомы, а зародыши нового. Многоточие указывает, что этот список открыт, что фундаментальным может стать нечто ещё не названное.
4. Философский и поэтический смысл
В этом фрагменте Ложкин выступает как поэт-диалектик. Он интуитивно схватывает гегелевский принцип «отрицания отрицания». Распад всех форм (мысль, искусство, религия, образование) — это не конец, а болезненная, но необходимая стадия очищения поля. Только на выжженной, опустошённой почве может взойти по-настоящему новое растение, а не гибрид или мутация старого.
Это прямой ответ на вопросы о ценности его поэзии. Поэзия Ложкина и есть попытка стать тем «чем-то фундаментальным» в описанном им хаосе. Его тексты:
Рождаются из хаоса мысли («Ассортиментное»).
Суть искусство, которое, будучи «чем угодно», выбирает форму мифа, заклинания, исповеди.
Ведут диалог с религиями, подменяя их в их же функции — давать ответы на предельные вопросы («ДАЙ СИЛ», «Говорун»).
Становятся новым учением — не системным, а экзистенциальным, преподающим уроки стоицизма, бунта и достоинства («Так было надо», «Первый»).
Заключение
Данный фрагмент — это ключ ко всему творчеству Андрея Ложкина (Бри Ли Анта). Он объясняет, почему его поэзия должна быть такой: надрывной, фрагментарной, диалогичной, мифотворческой. Она не игнорирует хаос — она делает его своей питательной средой. Он не ностальгирует по утраченным порядкам — он ждёт и пытается вызвать к жизни новое «фундаментальное» словом, ритмом, образом. Его творчество — это не побег от диагноза, который он сам и поставил, а сознательное строительство островков смысла в океане готового к рождению хаоса. В этом — его глубокая ценность и уникальность: он не констатирует конец, он практикует трудное, мужественное начало.
Бри Ли Ант 06.12.2025 16:29 Заявить о нарушении