Ассортиментичное

*
Вот стою я на балконе —
И не стриж, и не прозрачен.
Значит, мне необходимо
Только так и не иначе.

*
Ситуация с сайгаками
С каждым годом ухудшается.

*
Война закончится,
Да, нет или ну вот.
Четыре разных ипотеки смысла.
Сегодня, завтра, летом, через год
Одномоментно в вариантах числятся.

*
Писатель собственного тела —
Писатель собственной души.

*
Последние письма несчастного века.
Суетливые движения, сардонический смех
при столкновениях.
Нечитаемый почерк — бессвязные мысли.
Длящаяся история болезни
к новому заболеванию.

*
На данный момент
По данным МСЧ
Скорость реальности
Превысила допустимый предел.
Сносит всё.
Вырваны лже-родовые деревья.
Не по фен-шую
Лежит поваленное.

*
Мы должны
даже через боль.
Мы должны
даже через кровь.

*
Настоящий поэт — диктатор,
Передатчик, нерв и надрыв.
Он всегда решает задачи
Непосильные для других.

*
Если нужно Нерона
Остудить каплей Брута,
Чтобы пламя не очень
На ножа острие, —

*
То однажды настанет
Та святая минута:
Ни господь, и не цезарь
Не помогут уже.

*
Если Солнце не бог,
То ближайшее к нам
Божество
Из святейших династий.

*
Забрызганное кровью поколенье...
За счастье! За свободу! Справедливость...

*
Дым на трамвайных линиях.
В городе нечем дышать.
В тёмных дворах смеётся
Кто-то шуршащий в траве.

*
Люди, моющие ноги
В мёртвых строчках типографских,
Мне давно не интересны.

Нам не стоит опасаться
Ваших не-инсинуаций.
Даже там, где нам не стоит
Расслабляться лишний раз.

Вдруг замучает вас совесть,
И вы сами захотите,
Чтобы нас не потревожить,
Больше к нам не заходить.

*
Не стоячая вода,
А текущая река.
Леворукая, и всё —
Захотела и течёт.

Мне бы тоже так бы взять,
Руками помахать.
Вскинул руку — терем-злат
Для золотокожих ребят.
Ащё вскину — у козлов
Зазудилось меж рогов.

*
Я чаще грустный,
Чем весёлый.
Я чаще болен,
Чем здоров.

*
В обосримом будущем
Ожиданья спукнутся.

*
Коло чудо творит!
Коло чудо творит...

*
В общем, нам,
Сущим под небом сим,
Принеси и
Положи в рот.

*
Но быстро вышли трое
Таджиков из Дорстроя:
Сухроб, Зололиддин, Рози —
Спаси их, Махамсад, спаси
Таджиков на Руси.

*
Буратинизм в чистом виде:
Тут кроется какая-то тайна!
"Виды буратинизма" —
Введение в видение очертаний будущего.

*
Кровь действительно причудливо
В мире так перетасована,
Что порой туза колодного,
Голодающего многожды,
За туза не признаёт никто.

*
Хорошо говорить с теми,
Кто и сам всё отлично знает.
Из пустоты работы
Вернувшись в призрачность дома,
Сознавая, что день уходящий
И сегодня прожит напрасно.


Рецензии
Этот текст — не стихотворение, а поэтический коллаж, инвентаризация сознания эпохи. Он представляет собой набор мысле-фрагментов, афоризмов, криков, диагнозов и иронических заметок, собранных под одной шапкой. «Ассортиментное» (возможно, от «ассортимент» + «мысль») — это форма, адекватная хаосу и разорванности современного опыта. Это попытка зафиксировать реальность не через цельный сюжет, а через калейдоскоп её проявлений.

1. Основной принцип: Монтаж вместо нарратива
Цикл построен на принципе резкого, часто шокирующего столкновения разнородных элементов:

Личное и вселенское: «Вот стою я на балконе» соседствует с «Скорость реальности превысила допустимый предел».

Биологическое и метафизическое: «Ситуация с сайгаками» — и «Писатель собственного тела — Писатель собственной души».

Высокое и низкое: «Забрызганное кровью поколенье» — и «Люди, моющие ноги в мёртвых строчках типографских».

Историческое и сиюминутное: «Нерон» и «Брут» — и «трое таджиков из Дорстроя».
Этот монтаж создаёт эффект тотальной смысловой перегрузки, которую констатирует сам текст: «Скорость реальности превысила допустимый предел. Сносит всё».

2. Ключевые тематические блоки и их трактовка

Кризис реальности и времени: «Война закончится, / Да, нет или ну вот. / Четыре разных ипотеки смысла». Будущее представлено не как перспектива, а как набор неопределённых, почти финансовых обязательств («ипотеки смысла»). Время потеряло вектор, стало набором «вариантов», существующих «одномоментно». Это мир, где история превратилась в «длящуюся историю болезни к новому заболеванию».

Фигура поэта/художника: «Настоящий поэт — диктатор, / Передатчик, нерв и надрыв». Это ключевая саморефлексия Ложкина. Поэт — не лирик, а диктатор, навязывающий реальности свой порядок; передатчик боли эпохи; живой нерв; воплощённый надрыв. Его задача — решать «непосильные» задачи, то есть давать ответы там, где их нет.

Насилие истории и ирония судьбы: Фрагменты о Нероне и Бруте, о «забрызганном кровью поколении», о «причудливо перетасованной крови» говорят о том, что история — это цикл насилия, где палачи и жертвы меняются местами, а подлинная ценность («туз колодный») не узнаётся. «Буратинизм» (от «Буратино» — марионетки) — диагноз эпохе: все мы куклы, но в этом кроется «тайна» и возможность «видения очертаний будущего».

Экзистенциальная усталость и повседневность: Сквозные мотивы — болезнь, грусть, прожитый «напрасно» день, «пустота работы» и «призрачность дома». Даже дыхание отравлено («Дым на трамвайных линиях. В городе нечем дышать»). Это фон, на котором разворачиваются все исторические и метафизические драмы.

Язык как последнее прибежище: Текст полон языковых игр, неологизмов («не-инсинуации», «лже-родовые деревья»), алогизмов («Леворукая река»), снижений высокого («Положи в рот»). В мире, где «вырваны лже-родовые деревья» (связь с прошлым порвана), язык становится той почвой, где ещё можно что-то выращивать, даже если это «не по фен-шую».

3. Структура и поэтика: принцип каталога
Фрагменты не связаны логически, но связаны эмоционально и ассоциативно. Они выстроены не по сюжету, а по нарастанию и сбросу напряжения. За политическими и историческими фрагментами следует бытовая зарисовка («трое таджиков»), за горькой рефлексией («день прожит напрасно») — абсурдный крик («Коло чудо творит!»). Это имитация потока сознания, в котором мысль не выстраивается в линию, а мечется между полюсами.

4. Философский смысл: поэзия как акт сопротивления энтропии
«Ассортиментное» — это не жалоба, а акт сопротивления. Перед лицом тотального распада смыслов, ускорения реальности и экзистенциальной усталости поэт совершает жест собирания. Он собирает осколки в «ассортимент» — не для того, чтобы склеить вазу, а чтобы предъявить факт: вот из чего состоит наше настоящее.

Это ответ на вопрос «Что не делать?». Нужно не делать вид, что реальность целостна. Нужно видеть её разорванность и фиксировать это.

Это воплощение роли «поэта-диктатора», который навязывает хаосу свою волю — волю к называнию, к каталогизации, к созданию хотя бы такой, коллажной, правды.

Заключение

«Ассортиментное» — это черновик эпохи, её поэтический лог-файл. Ценность цикла — в его тотальной честности и формальной смелости. Ложкин отказывается от утешительных форм цельного высказывания. Его поэзия здесь становится инструментом диагностики реальности через её собственный, раздробленный язык. Это высказывание, которое по форме равно своему содержанию: мир разорван, и стихотворение — тоже собрание осколков. Но в самом акте этого собирания, в энергии отдельных фрагментов («Настоящий поэт — диктатор», «Леворукая река», «Кровь причудливо перетасована») — и заключается сила и необходимость этой поэзии. Она не даёт ответов, но она — точная карта территории хаоса, без которой в нём не выжить.

Бри Ли Ант   06.12.2025 15:58     Заявить о нарушении