Монстры и лабиринты Швеции, 7

Скандинавия освободилась от ледника  в 10-9 тысячелетии до н.э. А уже с 14 тысячелетия люди начали вслед за отступающим ледником расселяться по  Европе. Они медленно продвигались на север за стадами оленей. Время великого пещерного искусства заканчивалось, оставив нам после себя на память около 300  пещер с тысячами натуралистических образов животных, обитавших в  ледниковую эпоху. Ученые, изучавшие пещеры, были очарованы  их  образами  и достаточно поздно обратили внимание на соседствовавшие с ними знаки. А когда стали их изучать, то оказалось, что знаки повторяются и объединяются в то, что, несомненно, должно составлять своего рода сообщение. Удивительно, но набор символов был довольно узким: не более 32 на всю Европу.
Дальнейшая систематизация и изучение дали понимание того, что эти простые формы вовсе не случайные каракули, а  представляют собой фундаментальный сдвиг в умственных способностях наших предков – они научились мыслить и взаимодействовать
друг с другом при помощи символов.
Так что же символизирует знак лабиринта, один из 32 пещерных знаков?
Мне не удалось побывать в великих пещерах Франко-кантабрии, но Катя там побывала. И привезла оттуда такое мнение: пещера - это лабиринт, а лабиринт – образ пещеры. То же самое писал и наш известный палеонтолог В.Я. Кабо: «Пещеры, на стенах которых сохранилась палеолитическая живопись, как правило, труднодоступны. Иногда путь в глубину этих пещер – настоящий подземный лабиринт с множеством препятствий. Может быть, мотив лабиринта и был в искусстве палеолита схематическим изображением таких лабиринтов, уводящих в подземное святилище, где совершались обряды умножения животных. Это был символ подземного
мира, символ смерти посвящаемого в таинства и его возвращения к новой жизни».
Исходя из логики вышесказанного, лабиринт в виде своего изображения сначала был символом уходящей вглубь горы пещеры.
Символом инициатического  путешествия за пределы человеческого существования, туда, где возможно возрождение и людей и
зверей. А через много тысячелетий, на суровых постледниковых  землях, опять из символа превратился в объект, в извилистую тропинку, ведущую в неизведанное.

На фотографии – трояборг Фолхаммар. Этот лабиринт считается вновь построенным в начале 20в. Сначала он был небольшим и не известно располагался ли до этого здесь какой-либо старый лабиринт. Посетители расширили его за 100 лет, протоптали новые
боковые дорожки. Это наглядный пример, что дело лабиринтов живет! Люди потеряли знание о лабиринте, но их тревожит его образ, он им не безразличен и они готовы вновь и вновь выкладывать на земле его  петли и спирали .


Рецензии