Монстры и лабиринты Швеции, 6
На ней сообщалось, что люди стали строить лабиринты почти сразу же после прихода на освободившиеся от ледника земли Скандинавии. То есть приблизительно 10-9 тысячелетий назад. Кажется невероятным, что почти 100 веков назад кроманьонцы
могли выкладывать такие абстрактные конструкции и находили для этого достаточно времени. Ведь условия жизни в приледниковье были очень суровыми. Отвлекаться на бесполезные занятия они вряд ли могли себе позволить. Значит, лабиринты, знание и память о них были для древних чем-то важным. И теперь, с развитием палеонтологии и палеогенетики, можно приблизительно проследить, где началась и откуда пришло это знание.
А началось все это очень давно. Человек современного вида заселил Европу в нижнем палеолите, 50-45 тысячелетий назад, перемещаясь из Африки на Ближний Восток, а потом уже на прохладные просторы Европы. Здесь было значительно холоднее,
чем в Африке, но зато по травянистым тундрам ходили неисчислимые стада вкусной живности, на которую уже охотились здешние коренные жители – неандертальцы.
Наши предки несколькими волнами заселили континент, смешались с неандертальцами, многому у них научились и обосновались суровом климате. На адаптацию ушло более 100 веков. А где-то в 38-35 тысячелетии до н.э. началось быстрое развитие культуры:
усовершенствование орудийных технологий и возникновение сложного изобразительного искусства, Этот период называют
ориньякским. Потомки древних переселенцев и наши предки кроманьонцы, стали рисовать великолепные картины на стенах пещер. Древнейшие рисунки в пещере Шове на юге Франции датируются 36 тысячелетием до н.э. На стенах пещеры изображены пантеры, медведи, бизоны, мамонты – вся фауна этого времени.
Кроманьонцы из века в век совершенствовали свои орудия и разнообразили искусство. И 28 - 25 тысячелетий назад, то есть еще через 100 веков ориньяка началась новая европейская технологическая эпоха – граветт, время расцвета мелкой скульптуры,
создания сложных барельефов и росписей на стенах пещер. В этих пещерах люди не жили. Они приходили туда, пробираясь сквозь узкие проходы, не страшась пещерных медведей и львов, для того, чтобы в их глубине нарисовать свои фрески.
Прошло почти 300 веков с момента заселения нашими предками Европы, и в 22 тысячелетии до н.э. началось последнее великое оледенение. Через два тысячелетия ледник достиг Альп, разделив население Европы на две почти не взаимодействующие между собой группы (на солютрейскую и эпиграветтскую культуры). Люди и звери ушли на юг континента, чтобы переждать там вечную зиму длиной почти в 11 тысяч лет.
И вот, в недрах этой зимы и холода началась новая эпоха – время Мадлен.
В западноевропейском климатическом рефугиуме (на юге теперешней Франции и на севере Испании, во Франко-Кантабрии), родилось самое совершенное искусство палеолита – грандиозные росписи пещер Альтамира, Ляско, Фон-де-Гом. Их до сих пор, безо всяких скидок, можно назвать шедеврами.
Животное, как и во все предыдущие времена, оставалось здесь главной темой искусства.
Но меня на этих росписях заинтересовало совсем другое – почти везде и всегда, на протяжении всего долгого периода существования пещерного искусства рядом с изображениями зверей кроманьонцы рисовали абстрактные символы. Их много, они разные, но один из наиболее часто встречающихся – это лабиринт. Сначала его рисовали робкими и неустойчивыми линиями - «лабиринто-подобными линиями» - как их называют палеонтологи, меандрами. Но к концу палеолита они стали вполне оформленными, а в мезолите их изображения приобрели черты северного каменного лабиринта, трояборга.
Так что лабиринты пришли сюда, на север, из южных пещер Европейского континента. После того, как ледник отступил, охотники, в погоне за добычей, заселили Скандинавию и принесли с собой знания своих предков.
Свидетельство о публикации №125120604432