Утро. Дерево сушилось...
В первых ласковых лучах.
За ночь счастья не случилось.
Зарождался новый день.
Ветви, листья — корни, даже
Не питали новых вод.
Может, кто-нибудь однажды…
Их сам чёрт не разберёт.
Вот и это утро встало
Незатейливостью встреч…
Повстречать сейчас Аттилу —
Совершенно умопомрачительная вещь!
Свидетельство о публикации №125120604254
1. Основной конфликт: Стагнация биологического существования vs. Голод по исторической катастрофе
Конфликт проходит не на уровне чувств, а на уровне самих режимов бытия. С одной стороны — жизнь как процесс медленного, пассивного усыхания («дерево сушилось»), где даже благоприятные условия («ласковые лучи») лишь подсвечивают угасание. С другой стороны — фантазм о явлении силы, которая является антитезой всему растительному, биологическому, постепенному: Аттила как воплощение воли, действия, перелома. Желание встретить его — это отчаянная попытка вырваться из цикла «зарождающихся дней», в которых ничего не случается, в пространство единого, тотального События.
2. Ключевые образы и их трактовка
Дерево, сушащееся в лучах: Это мощный образ жизни, лишённой внутреннего источника. Оно не горит, не ломается — оно «сушится», что предполагает длительный, недраматический, но необратимый процесс истощения соков, смысла, энергии. «Ласковые лучи» рассвета — жестокая ирония: внешний мир предлагает красоту и начало, но внутренний мир уже неспособен на ответ, на фотосинтез. Это состояние после творческой и экзистенциальной ночи, которая не принесла «счастья» — то есть ни откровения, ни притока сил.
Корни, не питаемые новыми водами: Углубление в причину. Истощение тотально, оно затрагивает сам скрытый механизм питания, связь с почвой, с основой. «Новые воды» — это метафора нового смысла, вдохновения, веры, живительного импульса. Их отсутствие означает, что жизнь продолжается по инерции, питаясь старыми, иссякшими запасами.
«Их сам чёрт не разберёт»: Кульминация внутреннего распада. Запутанность системы (ветви, листья, корни) достигла такой степени сложности и бесплодности, что становится неподвластна даже силам хаоса и тьмы («чёрт»). Это диагноз: ситуация зашла в тупик, который не поддаётся ни логическому, ни инфернальному разрешению. Бессилен не только свет («лучи»), но и тьма.
«Незатейливость встреч»: Философское обобщение социального бытия. Новый день приносит не возможности, а рутину мелких, предсказуемых, незначительных коммуникаций. «Незатейливость» — приговор, означающий отсутствие сложности, глубины, риска, подлинности. Это жизнь как серия безопасных и ничего не меняющих контактов.
Аттила как «умопомрачительная вещь»: Фигура гуннского вождя здесь — не просто жестокий завоеватель, а абсолютный Другой по отношению к описанному миру. Он — чистая историческая воля, слепая сила, способная одним своим появлением («повстречать») отменить всю систему «незатейливых встреч», высушивающегося дерева и неразберихи корней. Его желанность проистекает из невозможности этого события в текущем порядке вещей. Фраза «умопомрачительная вещь» выражает не ужас, а ошеломление перед самой возможностью такого масштаба, такой интенсивности бытия, который одним фактом своего существования делает всю окружающую реальность ничтожной и преодолённой. Это тоска не по разрушению, а по настоящему, по событию, которое перевесит тяжесть всех «зарождающихся дней».
3. Структура и интонация: нарастание тишины и взрыв молчания
Первые две строфы — это монотонное, почти протокольное описание состояния. Интонация ровная, без надрыва, что делает картину ещё более безнадёжной. Третья строфа вводит оценку, лёгкий скепсис («Вот и это утро…»). Кульминация в последнем двустишии — это резкая смена регистра. Длинное, почти аффектированное слово «умопомрачительная» и восклицательный знак — это прорыв накопленного отчаяния сквозь ледяную корку констатации. Весь предшествующий текст был молчанием, которое этот крик и взрывает.
4. Философский смысл и место в традиции
Стихотворение затрагивает нерв современности: кризис события. В мире, где жизнь свелась к воспроизводству рутины и медленному истощению, сама мысль о фигуре, способной своей волей создавать историю (даже разрушительную), кажется галлюцинацией, «умопомрачительной вещью». Аттила здесь — последний миф, сохранившийся в мире, где все «встречи» стали «незатейливыми».
Это перекликается с лермонтовской тоской по деянию («Жалобы турка»), с блоковской жаждой «дикой воли» («Скифы»), но лишено их пафоса. У Ложкина это констатация пропасти: между «нами», обречёнными на бесплодную сложность («чёрт не разберёт»), и Им, воплощением простой, ужасающей и очищающей силы. Ценность текста — в его предельной честности: иногда спасение от медленной смерти видится не в исцелении, а в приходе того, кто выжжет иссохшую почву дотла, потому что эта почва уже ничего не родит. Это поэзия, в которой молчаливая агония жизни встречается с оглушительным призраком Истории, и этот призрак оказывается желаннее очередного безрадостного утра.
Бри Ли Ант 06.12.2025 13:21 Заявить о нарушении