Современники о Николае Рубцове. Лариса Васильева
В 2010 году в Вологде состоялась презентация её произведения "Душа Вологды",это книга воспоминаний, пониманий, познаний, ожиданий. Состоит из 4 глав, одна из них посвящена Николаю Рубцову, с которым Лариса Васильева была дружна.
Из беседы Александра Неверова с Ларисой Васильевой:
"...Но, пожалуй, центральная фигура в Ваших воспоминаниях – Николай Рубцов…
– Дело в том, что, читая мемуары о нём, – и я пишу об этом – у меня часто возникало ощущение, что знала не того Рубцова, которого знали другие. Сложилось так, что мы были знакомы, но при встречах полноценного общения не получалось: разговор комкался и быстро обрывался. Но однажды Николай записал номер моего телефона и стал периодически звонить. Это было совсем другое общение. Со мной говорил – а разговоры эти иногда затягивались надолго – человек, уверенный в себе, раскованный, смелый и яркий в суждениях, оригинальный и точный в оценках… Думаю, бывшему детдомовцу Рубцову я, дочь видного военного конструктора, жена журналиста-международника, представлялась вестницей из другого мира, который был ему интересен, чем-то притягивал…
Кстати, я рассказываю в книге о том, как была случайной свидетельницей встречи Николая Рубцова и Иосифа Бродского. Они виделись совсем незадолго до известного судебного процесса. Этот эпизод представляется мне во многом знаменательным, свидетельствующим о спорности (если не примитивности) утверждения, что художники, придерживающиеся разных идеологических и эстетических взглядов, не смогут найти общего языка.
– Факт, который, возможно, пригодится историкам литературы…
– А мне и хотелось зафиксировать такого рода факты, живые детали, приметы времени, те или иные проявления характеров, психологии людей, не давая им окончательных оценок, не делая далеко идущих выводов..."
----
Лариса ВАСИЛЬЕВА
ПОЛДЕНЬ
Окно раскрыто в завтра. На ступенях
крыльца сидит Николушка Рубцов.
Стакан зажат в руке, а на коленях
обёртки от зелёных леденцов.
Он встал, пошёл - чужой судьбе вдогонку
иль собственной судьбе наперерез,
глазами провожая пятитонку,
встречая взором поределый лес.
Хоть в нём ещё вчера не отпылало,
но завтра тихо брезжило уже;
и всё, что я ему не рассказала,
теснясь, в моей туманилось душе.
И жгуче, будто от разлуки с братом,
волненье наплывало на глаза.
Асфальт чинили. Вперемежку с матом
звучал напев. Скрипели тормоза.
1969 г.
----
Лариса Николаевна родилась в 1935 году в Харькове в семье инженера-конструктора Николая Кучеренко, одного из создателей танков БТ и Т-34, а позже руководителя танкового конструкторского бюро. Стихи писала с детства, одно из ее стихотворений было опубликовано в газете «Пионерская правда». В школе увлеклась литературой. Ее поэзию печатали журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», начиная с 1957 года. Более 5 лет прожила с мужем, корреспондентом газеты «Известия» Олегом Васильевым, в Великобритании, создав серию очерков «Альбион и тайна времени» (1978).
У постели умирающего отца Лариса Васильева дала обещание написать книгу о создателях легендарного Т-34. Ее роман-воспоминание «Книга об отце» (1983) получила живейший отклик у читателей, на адрес писательницы приходили мешки писем от танкостроителей из самых разных уголков Советского Союза. Воспоминания, фотографии, документы позволили Ларисе Николаевне основать музей истории танка Т-34, музей, не имеющий аналогов в мире.
В 1993 году вышла ее книга «Кремлевские жены» с рассказами о Н. К. Крупской, П. С. Жемчужиной, Н. П. Хрущевой, В. П. Брежневой, Р. М. Горбачевой и других женщинах, которые были женами «вождей» советского народа, основанная на личных впечатлениях или беседах с очевидцами. В книге «Дети Кремля» (1997) она рассказала о судьбе детей Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, С. М. Буденного, Л. М. Кагановича, Н. С. Хрущева и других руководителей Компартии.
Лариса Васильева написала свыше 20 поэтических сборников, среди которых «Льняная луна», «Одна земля – одна любовь», «Синий сумрак», «Огонь в окне», «Русские имена» и другие.
Свидетельство о публикации №125120602362